В День российской науки мы выпускаем подборку ярких программ «Вызывайте доктора!», представляющей собой цикл интервью ведущего Константина Мацана с докторами наук (физиками, химиками, биологами, геологами, математиками) о проблеме взаимоотношений науки и религии.
Как сочетаются религиозный и научный способы познания мира? Может ли наука объяснить чудеса? Как соотносятся между собой теория эволюции и библейский рассказ? Об этом читайте в нашем материале. И конечно, смотрите программу «Вызывайте доктора!»
Осторожно: чудо!
Профессор Павел Васильевич Флоренский — внук выдающегося русского богослова и философа священника П. А. Флоренского. Много лет Павел Васильевич Флоренский возглавлял рабочую группу по чудесным знамениям при Богословской комиссии Русской Православной Церкви.
В выпуске «Осторожно: чудо!» Павел Васильевич рассказывает о чуде, которое смог проверить научным методом. «В составе комиссии мы исследовали физические показатели во время схождения Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Специальный прибор записывал все электрические и магнитные колебания. И в момент возгорания огня возник мощный разряд длинноволнового электрического излучения. Такой разряд может быть или при очень мощной молнии (а ее не было), или при электросварке, которая там не велась», — объяснил он.
По его мнению, чудеса стоит воспринимать так же, как научные открытия: «Нарушая законы традиционной науки, ты приходишь к более полной, гармоничной, правдивой картинке».
Павел Васильевич Флоренский также поведал две яркие истории из своей жизни. Первая, по мнению ученого, доказывает реальность загробного мира. «Хорошо помню кончину своей бабушки, вдовы священника Павла Флоренского. Я ее держал за руку, когда она уходила в мир иной, и по комнате явственно разливался удивительный аромат. Там был кто-то оттуда. Наверное, мой дед священник пришел забрать бабушку».
Второе чудо свидетельствует о том, насколько сильная молитва праведных людей и могуществен Бог, считает он. «В младенчестве у меня обнаружили воспаление брюшины, я был обречен на смерть. Потом мне смазали больное место маслицем от мощей преподобного Серафима Саровского, дед горячо молился за меня, и я выжил, хотя шансов правда не было. Верю, что это дедушка меня вымолил».
Эти две истории нельзя объяснить научным путем, но в голосе рассказчика чувствовалась непоколебимая уверенность в каждом слове: иной мир существует.
Зачем ученому религия?
Профессор Сколковского института науки и технологии, ученый с мировым именем Артем Оганов, которого Forbes включил в список «50 русских, завоевавших мир», сравнивает человека, который только недавно узнал о Боге, со студентом: «Когда вы начинаете учиться, у вас резко растет уверенность в себе. Вам кажется, что вы все знаете. Потом появляются сомнения в своих знаниях… Похожее есть и в вопросах веры».
По мнению Оганова, многие люди в мире отошли от веры в связи с тем, что мир, на их взгляд, уже хорошо изучен. Но такой подход опрометчив: «Якобы Ньютон уже все сделал. Гагарин в космос летал и Бога там не видел. Эти люди перечеркнули самое главное в жизни — Господа. Только потому, что им показалось, что они все знают». Между тем история учит нас: когда нам кажется, что мы все знаем, мы просто находимся в довольно глубокой степени невежества.
Артем Оганов считает, что религия и наука не могут друг другу противоречить: «ведь они о разном». Наука отвечает на вопрос «как устроен мир», в то время как религия нужна человеку, чтобы ответить на вопросы «для чего я живу», «как я живу» и «почему существует мир».
Эти два разных способа познания мира не взаимно исключают, а дополняют друг друга, пояснил доктор наук и привел интересный довод, касающейся духовной жизни. «Если вас мучают угрызения совести, то наука бессильна. Психолог поможет только частично. Для полного решения проблемы эффективнее обратиться к Богу. Если бы люди чаще ходили на исповедь, то большинству из них не нужен был бы психолог».
Наука не может ответить на все потребности человека, потому что не может дать ему жизненные смыслы.
Молитва — это просто физиология?
О том, как вера влияет на ученого и как чудо можно интерпретировать с медицинской точки зрения, рассказывает Виталий Зверев, академик РАН и заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Сеченовского университета.
В своей медицинской практике ученый неоднократно сталкивался с чудесами. Он видел ситуации, когда больному нельзя было помочь (например, ножевое ранение сердца), но он в итоге выживал. «Чудеса мы видим, но их по-разному можно воспринимать. Я в случайности не верю», — отметил доктор.
По мнению ученого, вера помогает иметь более широкий кругозор и с разных ракурсов смотреть на вещи. «Сейчас самая развивающаяся наука — иммунология. Нет такого заболевания, при котором не играла бы роль иммунная система. Но совершенно невозможно предположить, что сложнейшая по своей структуре иммунная система сама собой сформировалась».
Ведущий программы Константин Мацан задал ученому вопрос: «Как сочетаются теория эволюции и библейское творение мира?» Виталий Зверев сказал, что эволюционная теория и библейский рассказ не противоречат друг другу, они говорят о некой постепенности развития природы, а теорию сотворения мира никто так и не смог опровергнуть.
«Ученый своего времени Птолемей искренне считал, что Земля плоская, и этому были доказательства. Когда совершили первое кругосветное плавание, казалось, что это шарик, а потом, когда посмотрели из космоса, поняли, что это эллипс. С накоплением знаний меняются научные парадигмы. Раньше говорили: генетики нет, теперь генетика — одна из основных наук».
Без Бога всё сходится?
В этом выпуске один из ведущих российских математиков, академик РАН Дмитрий Орлов, рассуждает о трех способах познания мира, о причинах и стимулах научного вдохновения.
Дмитрий Олегович высказал мнение о существовании трех способов познания мира: объективного нематериального — через математику, объективного материального — через физику и химию и субъективного нематериального — сквозь религиозный опыт.
Поэтому противоречий между наукой и религией нет и быть не может. «Что-то я познаю как математик, а что-то ко мне приходит извне, и я вдруг чувствую присутствие Бога в жизни. Везде, вокруг. Это меня очень радует и дает дополнительные силы во всем».
Без Бога мир вокруг не сходится, уверен ученый, несмотря на провокационное название программы. При этом многие могут себе позволить не думать о Нем и в Него не верить: «Господь себя не навязывает ни в каком виде. Это Его фишка. То есть можно спокойно жить, заниматься наукой, разговаривать, а при этом вы можете совершенно в Него не верить, потому что Он не обязан присутствовать, Он себя не навязывает никому». Вера — это дополнительное измерение, помогающее делать научные открытия и более глубоко познавать этот мир.
Практически все исследователи приходят к одному выводу: чем сильнее удается проникнуть в сложность и разнообразие и особенно в хрупкость нашего мира, тем чаще должны возникать мысли о Творце, о том, что у мира есть создатель. Или: неужели «всё просто взяло так и совпало?»
Собрала и проанализировала Анастасия Свирина
Предлагаем вам также заглянуть в наш новый раздел «Обмен опытом», в котором вы можете найти много полезной информации.