Повышение квалификации
Досуг

Семь вопросов о Пасхе

Семь вопросов о Пасхе

Накануне пасхального торжества давайте пройдем тест. Вспомним самое существенное, что нужно знать об этом празднике, ответим на самые важные вопросы, связанные с ним. Ведь у нас впереди пасхальная ночь и многодневный праздничный марафон — ум наш должен быть бодр, готов к непростому, хотя и радостному труду.

Вопрос первый: что мы празднуем?

Пасха — это главный праздник всех христиан. Мы вспоминаем Воскресение Иисуса Христа из мертвых на третий день после того, как он был распят и умер на кресте. Христиане верят, что Иисус был не только человеком, но и Богом. Поэтому Он умер как человек, но как Бог не испытал смерти. И именно как Бог Он восстановил собственное человеческое тело. Но этого мало: если бы воскрес один человек, в этом не было бы для нас никакого праздника. Иисус не просто восстал из мертвых, он «взломал» саму закономерность смерти — теперь все люди должны последовать за Ним, то есть воскреснуть. Теперь все они обречены не только умирать, но и «обречены» на воскресение и — если принимают Иисуса как Спасителя — на вечную жизнь с Богом. Пасха — это праздник спасшихся от смерти.

И мироносицы бежали
Поведать чудо из чудес:
Что нет Его, чтобы искали!
Сказал: «Воскресну!» — и воскрес!
Бегут... молчат... признать не смеют,
Что смерти нет, что будет час —
Их гробы тоже опустеют,
Пожаром неба осветясь!

(Константин Случевский)

Вопрос второй: чем христианская Пасха отличается от иудейской?

В древнем Израиле Пасхой, или Песахом, называли жертвенного агнца, которого ели евреи накануне своего бегства из Египта, накануне Исхода. «Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня» (Исх. 12:11). Символ жертвенного агнца присутствует и в христианстве — так называют Иисуса Христа, который принес себя в жертву ради спасения всех людей. «Сам Господь наш Иисус Христос, Пасха наша» (1 Кор 5:7), говорит о нем апостол Павел, имея в виду, что мы, христиане, бежим от смерти к вечной жизни так же, как евреи бежали от египетского фараона в землю обетованную. Но накануне бегства мы должны духовно и телесно приобщиться Новой Пасхе, то есть Иисусу Христу.

Вопрос третий: где прочитать о событиях праздника?

О Воскресении Христа и о событиях, которые последовали за ним, можно узнать из Евангелий — четырех первых книг Нового Завета. Соответствующие главы (Мф 28. 1-10; Мк 16. 1-11; Лк 24. 1-12; Ин 20. 1-18) хорошо бы прочитать накануне Пасхи. Надо, правда, оговориться, что Евангелие рассказывает не о том, как «технически» произошло Воскресение, как преобразилось тело Иисуса — этого события, самого перехода от тления к нетлению, не видел ни один человек. Евангельское повествование говорит скорее о том, как ученики Христа, жены-мироносицы, которые первыми пришли ко гробу, и апостолы восприняли это событие. Одни поверили сразу, другим, как апостолу Фоме, понадобились вещественные доказательства, потребовалось ощупать раны на руках Спасителя, убедиться в том, что Он не бесплотный дух:

Глубину Твоих ран открой мне,
покажи пронзенные руки,
сквозные раны ладоней,
просветы любви и боли.
Я поверю до пролития крови,
но Ты утверди мою слабость;
блаженны, кто верует, не видев,
но меня Ты должен приготовить.

(Сергей Аверинцев. Стих об уверении Фомы)

Пасха — это не только праздник нашего спасения, это еще и торжество веры в невозможное — в победу над смертью.

Вопрос четвертый: что главное в пасхальном богослужении?

Самая торжественная и любимая народом часть пасхального богослужения — заутреня, которая начинается ровно в полночь. Весь клир и все прихожане совершают крестный ход вокруг храма, непрестанно звучит колокольный трезвон, поется стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе,/ Ангели поют на Небесех,/ и нас на земли сподоби/ чистым сердцем// Тебе славити». В это время в церкви, как правило, больше всего народа — приходят даже те, кто в другое время в храме не бывает. Но, конечно, сердце, корень пасхального богослужения — Евхаристия, таинство вкушения Тела и Крови Агнца Божия, Новой Пасхи, то есть Иисуса Христа. К участию в этом пире призывает нас «Слово на Пасху», приписываемое Иоанну Златоусту: «Богатые и бедные, ликуйте друг с другом; Воздержные и нерадивые, почтите этот день; Постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне. Трапеза обильна, — насыщайтесь все; Телец велик, — никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность, ибо открылось общее Царство». В таинстве Евхаристии, вкушая плоть Агнца, мы в буквальном, материальном смысле приобщаемся к воскресшему телу Христа, становимся с Ним одним целым и получаем «прививку», лекарство бессмертия.

Вопрос пятый: что такое Светлая Седмица и как ее провести?

Строго говоря, Православная церковь празднует Пасху в течение семи недель — до Праздника Пятидесятницы, или Троицы. Но особенно торжественна первая неделя после Пасхи. Она потому и называется Светлой, что богослужение, совершаемое в эти дни, очень похоже на пасхальное. Церковь призывает: «От святаго дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя [то есть до Фоминой Недели], во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище» (66-е правило Шестого Вселенского собора). На Светлой Седмице отменяются все ограничения в пище, но верующим настоятельно советуется чаще посещать храм.

Вопрос шестой: нужно ли на Пасху посещать кладбища?

Это одна из народных традиций, которой можно придерживаться только в том случае, если она не подменяет собой пасхальное торжество. Если мы идем на кладбище ПОСЛЕ, а не ВМЕСТО храма, то это может быть вполне благочестивым поступком. Мы тем самым как бы несем пасхальную радость всем умершим. Хорошо сформулировал христианское отношение к кладбищам великий православный богослов, святитель Николай Сербский: «Единое целое могил и алтаря содержит в себе основную христианскую мысль о жертве и воскресении. А в каком еще месте помимо кладбища теплее прозвучит молитва за усопших — «еще помолимся за упокоение усопших отец и братьев наших»? где бы с большим воодушевлением может быть спета песнь пасхальной победы — «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав?»» Если на Пасху мы посещаем кладбище, но забываем о храме, то просто воспроизводим языческий культ мертвых. Мы не дарим усопшим весть о Христе, а сами ищем у них защиты и одобрения.

Вопрос седьмой: что должно быть на пасхальном столе?

Главное, что нужно знать про пасхальную праздничную трапезу, это то, что она должна быть вкусной и не очень обременительной для организма. В каждой христианской стране свои традиции разговления (перехода от постной к скоромной диете). В России три столпа праздничного стола — пасхальные яйца, творожная масса «пасха» и сдобный кулич. Почему так сложилось — вопрос к этнографам и историкам фольклора. Нужно и правильно по возможности придерживаться традиций своей страны, но если у вас, например, аллергия на яйца или непереносимость мучного, или вы просто не успели приготовить пасхальный стол, то никаких духовных последствий для вас это иметь не будет. Пасхальную радость определяют вовсе не блюда пасхального стола. А что же? «Распахнем же сердца наши навстречу страдавшему и умершему и воскресшему нас ради, — сказал в одной из проповедей архимандрит Иоанн (Крестьянкин). — И Он войдет и наполнит Собой и Светом Своим жизнь нашу, преобразив наши души. А мы, в ответ на это, с любовию устремимся за Ним по нашему крестному пути, ибо в конце его, несомненно, сияет и наше воскресение в жизнь вечную. Праздновать Пасху — это значит стать новым человеком. Вот этого спасительного состояния наших душ, возлюбленные, я от всего сердца всем нам желаю!»

Поддержать