Первое заседание нашего Литературного клуба состоится 14.09.2022 в 17 ч. (московское время). Тема встречи — «Пушкин сегодня: Актуальность вечного».
Пушкин традиционно занимает центральное, «почетное» место в школьной программе по литературе. И не удивительно, что именно вокруг его имени и его наследия накопилось больше всего литературоведческих клише. Порою возникает иллюзия достигнутой ясности, обманчивое ощущение, что «про Пушкина нам всё понятно».
Когда мы говорим о клише и штампах в изучении творчества писателя, то речь вовсе не идет о том, что одни аксиомы и постулаты надо срочно и во что бы то ни стало заменить другими — «новыми» и «суперсовременными».
Штамп — это не обязательно ложное или ошибочное утверждение. Чаще — более-менее истинное, но такое, которое стерлось и потускнело в сознании, утратило смысловую остроту, перестало ощущаться как что-то живое и актуальное, превратилось в формальную схему, в скучную банальность, в слепое пятно.
И в этом случае задача заключается не в том, чтобы срочно отказаться от прежних оценок, а в том, чтобы освежить и оживить в своем сознании те смыслы, которые стоят за привычными утверждениями. А может быть, и уточнить, дополнить и подкорректировать их с учетом новых данных.
Другая проблема, связанная с Пушкиным, — это обилие диаметрально противоположных, взаимоисключающих (и, как следствие, крайне радикальных, категоричных) интерпретаций пушкинского наследия в нашей отечественной культуре и, в частности, в христианском культурном сообществе.
На одном полюсе — трактовки Пушкина как неисправимого «вольтерьянца», проказника, певца страстей, бунтаря и чуть ли не революционера. На другом — попытки представить поэта как эдакого образцового православного автора, безукоризненного и непогрешимого выразителя духовной сути церковного вероучения. Зачастую выбор одной из этих двух крайних позиций оказывается чреват грубыми упрощениями и однобокостью в оценках.
На первом заседании Литературного клуба мы вместе поразмышляем о том, что значат для нас сегодня привычные истины пушкиноведения, в каких дополнениях и уточнениях они нуждаются. И как найти верный баланс между противоположными, крайними истолкованиями пушкинского вклада в христианскую культуру.
И. Айвазовский. Пушкин на берегу Черного моря