Повышение квалификации
Подборки

Главные уроки музыки

Главные уроки музыки

В мире есть четыре наиболее известные концепции музыкального воспитания детей. Их авторы — композиторы-педагоги из Швейцарии, Германии, Венгрии и Японии. В разных образовательных системах эти концепции используют либо по отдельности, либо смешивая в разных пропорциях. Чему все-таки полезно учить детей на уроках музыки в школах? В преддверии Международного дня музыки мы спросили об этом учителя музыки, оперную певицу, солировавшую в Большом театре, и пианиста с мировым именем.

Швейцарец Эмиль Жак-Далькроз опирался в своей системе обучения восприятию музыки на ритм и звуки, подчеркивая значение ритмики для детей, так как движение является биологической потребностью их организма. Ритм, помимо всего прочего, является базой для всякого искусства — музыки, скульптуры, архитектуры и поэзии.

Немецкий композитор Карл Орф в чем-то соглашался со швейцарским коллегой, также уделяя большое внимание своем методе чувству ритма и соединению музыки с движением. В основе разработанной им в начале прошлого века системы, широко применяемой во всем мире, лежит импровизация, свободное музицирование. Ее целью является не профессиональное музыкальное образование, а формирование гармонично развитой личности.

Принципиально другим путем в своем подходе пошел венгерский композитор Золтан Кодай, предлагавший взращивать музыкальную культуру детей на народной музыке. А всеобщности музыкального образования он предлагал добиваться через приобщение детей к хоровому пению, которое, начиная с детского сада, прекрасно развивает не только слух, но чувство общности. Отдавал он должное и далькрозовскому значению ритма, движению, но с венгерским народным акцентом — ходьба в танце, хлопанье в ладоши. 

Японский скрипач Шиници Судзуки предлагал обучать детей музыке как родному языку — слушая, подражая, непроизвольно многократно повторяя. Основным средством раннего музыкального образования ребенка по Шиници Судзуки — ставить малышу с момента рождения классическую музыку в качественной записи. 

По мнению же почетного работника культуры Геннадия Алексеевича Фетисова, преподавателя по классу гитары в Детской музыкальной школе № 91 г. Москвы,

«музыка прежде всего воспитывает дисциплину, стремление к совершенству, стимулирует умственное развитие, способствует эмоциональному воспитанию, развивает фантазию, творческое начало. Для меня главное в общеобразовательной школе — научить детей слушать музыку и петь музыку. Петь всем вместе, хором. Хоровое пение развивает коллективизм, развивает эмоционально».

В России уроки музыки постоянно лихорадит: от пения к изучению биографий композиторов и обратно — к хоровому пению патриотических песен. Чему все-таки полезно учить детей на уроках музыки в школах? К Международному дню музыки мы попросили ответить на 3 одинаковых вопроса о важности музыки и о том, каким должно быть музыкальное воспитание в школах, известных, успешных представителей двух разных музыкальных направлений — оперную певицу, солировавшую в Большом театре, и пианиста с мировым именем:

1. Почему музыка важна как для общего интеллектуального развития, так и для духовно-нравственного воспитания?

2. Что дали вам уроки музыки в вашей школе?

3. Каким, на ваш взгляд, должно быть музыкальное воспитание в общеобразовательной школе?

Оксана Лесничая, оперная певица, лауреат международных конкурсов, приглашенная солистка Большого театра:

1. Музыка — это нечто большее, нежели чистый ритм и его производные. Мелодически выстроенная связь, которая вырастает из мотива, несет в себе прекрасную информацию чего-то созидательного, влекущего за собой, иногда драматического, но божественно прекрасного. Всякое настоящее искусство — это божественный дар. Как и живопись, музыка выросла из библейских сюжетов. Не зря самые основы музыкального воспитания начинаются с изучения произведений Иоганна Себастьяна Баха, писавшего преимущественно на библейские темы. С этого и начинается духовное воспитание музыкой, а нравственное тут же присоединяется к этим основам, ведь не зря их пишут через дефис.

2. В мою жизнь музыка ворвалась с рождения: мама всегда любила петь и меня водила в свои кружки по пению с малых лет. И уже когда мне исполнилось пять, я сказала, что буду петь на сцене в пышной юбочке. Ну, а в школе музыка стала главным делом моей жизни уже осознанно. О своей школе в Тольятти я хочу рассказать отдельно. Она называлась школой искусств и была на то время единственной в стране, где всем детям давали возможность обучаться музыке, хореографии, изобразительному искусству. Потом ты уже мог выбрать, что тебе больше по душе, чем именно ты хочешь заниматься более серьезно. После уроков математики, русского, английского мы переходили в другой корпус, где продолжали обучение: каждый — всем необходимым азам своего искусства. Все это стало возможным благодаря нашему первому директору, Вячеславу Николаевичу Сафонову, который сумел убедить строящийся тогда город в необходимости такой уникальной школы. И построил её. Я, конечно, мечтаю и сына отдать в такую школу, но, увы, не нахожу в Москве чего-то похожего — вот такого «гибрида» общеобразовательной школы со школами искусств, которые сегодня существуют только в формате дополнительного образования.

3. Насчет урока музыки в общеобразовательной школе мне трудно сказать, но всё зависит от таланта педагога, его любви к своему предмету, как и везде, кажется. Ведь если не знаешь математику, то как ее любить? Так же и здесь: педагог должен заражать своей любовью к предмету! Неважно, что именно делать на уроке: петь, учиться играть на музыкальных инструментах, учить историю музыки, главное — любовь. Идеально, конечно, научиться играть хотя бы одной рукой на пианино. А если обеими — вот вам и связь полушарий, лучше способа для развития мозга не найти. Да и нотную грамоту нужно знать — сегодня в школах преподают любые языки, кроме главного интернационального — языка музыки…

Яков Канцельсон, фортепиано, лауреат международных конкурсов, постоянный участник международных фестивалей, доцент Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, преподаватель концертмейстерского мастерства в Колледже имени Гнесиных:

1. Я не считаю, что музыка очень важна именно для интеллектуального развития. Но она, прежде всего, будит фантазию и раскрепощает эмоционально любого человека, если он согласен приложить для этого какие-то духовные усилия. Потому что без усилий не будет, конечно, никакой пользы. В интеллектуальном плане музыка, может быть, развивает память, каким-то образом развивает мышление, но больше, я считаю, она воспитывает человека в эмоциональном ключе — в богатстве нюансов, чувств — и позволяет ощутить особую свободу, которая редко бывает в каких-то других областях.

2. Мне уроки музыки дали, прежде всего, профессию. Но я имею очень мало представления о том, как преподают музыку в общеобразовательной школе. Меня сразу же воспитывали так, что я должен «умирать» за музыку, что я должен быть готов «умереть» на сцене, что я должен жертвовать ради нее всем своим существованием, абсолютно всем. Жить ради музыки. И я считаю, что это абсолютно верный подход в отношении будущих музыкальных профессионалов.

3. Музыку в школе надо изучать как можно подробнее. С самых первых классов. И не для того, чтобы становиться музыкантом, а для того, чтобы просто приобретать навык слушания. Потому что нельзя слушать музыку, ее чувствовать и понимать, не имея привычки. Мне это хорошо известно — очень много людей в моем окружении ее в буквальном смысле постигают — постепенно и с большим счастьем. Другое дело, что здесь нельзя переусердствовать с теорией. Может быть, это нужно изучать как-то не так, как это привыкли делать в наших школах, когда результатом обучения предмету может стать, в конечном итоге, отвращение к нему. Мне очень много известно таких случаев. Но я здесь не вполне объективен, так как, во-первых, я проходил обучение в специальной музыкальной школе, а во-вторых, я исполнитель и мне нужен слушатель. И я считаю, что потенциальные слушатели — это все, кому прививают любовь к музыке в общеобразовательных школах. Любыми доступными способами. Поэтому я бы хотел, чтобы люди себя не ограничивали — чтобы у них было богатство знания музыки и умение ее слышать.