Повышение квалификации
Образование

Три истории о пути педагога к вере: иерей Константин Притчин

Три истории о пути педагога к вере: иерей Константин Притчин

Духовный смысл Сретения, которое празднуется сегодня, состоит во встрече человека с Богом. Но к вере можно прийти по-разному: сквозь сложные духовные поиски, благодаря семье или друзьям. А можно — через образование: через получение новых знаний, преподавание в школе или вузе. 

Наш первый материал, посвященный празднику Сретения, рассказывает о священнике, который пришел к вере, благодаря молодежному движению. Это клирик храма Преображения Господня города Чебаркуля Челябинской епархии иерей Константин Притчин.

 О. Константин Притчин: «Когда человек принял в свое сердце Христа, иного пути у него уже нет».

– Отец Константин, вам всего 27, и вы уже несколько лет служите Церкви. Как это случилось?

– Когда я учился в десятом классе, двое моих друзей рассказали мне, что к ним на классный час пришел отец Дмитрий, настоятель чебаркульского храма (у нас в городе один храм), и его помощница по делам молодежи, Юлия Беляева, они приглашали в православное молодежное движение. Вот мы втроем решили сходить, посмотреть. Это был Великий пост, весна. Хорошо помню, что всем пришедшим предложили посмотреть фильм «Время», потом мы обсуждали его.

Молодежный киноклуб стал местом, где для меня открылся какой-то новый мир. Не всегда это были фильмы церковные, это были обычные картины, которые с удовольствием смотрит любой подросток, но мы находили в них христианский смысл. Со временем, когда я слушал духовные беседы, которые мы вели после просмотра очередного фильма, впитывал в себя эти знания и мировоззрение, у меня возникло желание часто, насколько было возможным, посещать богослужения, участвовать в таинствах. Именно с этого времени, можно сказать, я познал, кто такой Христос.

– Что вам тогда понравилось в жизни православной молодежи?

– Мы ведь не только смотрели фильмы: под руководством настоятеля и Юлии Александровны мы активно участвовали в различных социальных акциях, помогали строить спортивную площадку на территории храма. Раньше нигде в Чебаркуле не встречалось таких объединений, где молодежь могла сделать что-то полезное, слово «волонтер» тогда еще не звучало. Вот эта возможность проявить себя, потрудиться во благо и «зацепила» меня. Так постепенно мы влились в жизнь молодежного сообщества при храме.

– Как встреча с молодежным движением изменила вашу жизнь?

– Много лет я готовился к тому, чтобы учиться на инженера. Но, закончив год в университете по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств», сделал для себя вывод: конечно, технологии — это все важно и интересно, но путь стоит выбрать другой. Отслужив в армии, стал получать духовное образование: сначала училище, потом семинария. Так в мае 2016 года я стал священнослужителем.

Конечно, это привнесло в мою жизнь много нового. Служить священником означает постоянно общаться со множеством самых разных людей. И ведь каждому нужно постараться помочь. Раньше у меня такое тоже было, конечно. Но с момента возведения в священный сан буквально почти полностью заполнило жизнь.

– Почему вы решили, что для вас важно было не просто прочитать Библию, а стать священником? 

– Когда человек принял в свое сердце Христа, мне думается, иного пути у него уже нет. Передо мной даже не стоял выбор, просто понял, насколько это важно, все остальное показалось чем-то не столь значимым. Сейчас я поступил в магистратуру семинарии, сразу на второй курс, и еще я прохожу переподготовку, чтобы иметь дополнительное педагогическое образование.

– Кстати, как вы думаете, нужно ли религиозное образование тем прихожанам, кто не хочет или не может входить в клир?

– Мне кажется, интерес к религиозному образованию приходит к тем людям, которые ходят в храм не менее года или двух и пытаются понять, что здесь происходит в отношении таинств, богослужений, чтения Священного Писания. Далеко не с первого раза человек понимает, о чем идет речь, возникает много вопросов, и духовное образование в значительной степени помогает на них ответить путем изучения Священного Писания, литургического богословия и прочих вспомогательных дисциплин.

Поэтому человек, который хочет знать, а в последствии рассказать, во что же он верит, минимальные знания, хотя бы на уровне воскресной школы, должен иметь. Стараться изучить, чему же нас учил Господь, и применять это в своей жизни и есть цель образования.

– Отец Константин, вы были приглашены в общеобразовательную школу преподавать основы православной культуры. Как вы думаете, насколько этот предмет важен для изучения в светской школе?

– Да, в четвертом классе мне доверено вести «Основы православной культуры» и с пятого по девятый классы — предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Эти дисциплины могут стать хорошими ориентирами, заложить определенные представления о нравственности в сознании школьника, молодого человека. Все мы, родившиеся и выросшие на территории Российской Федерации, хотим мы этого или не хотим, порой не осознавая, но основываем свое ценностное мировоззрение на православной культуре.

– О. Константин, с какого возраста ребенку нужно прививать духовные ценности?

– Если ребенок родился в семье верующих родителей, которые ходят в церковь, участвуют в таинствах, он с самых младенческих лет впитывает в себя основы православной культуры. Кто-то приходит к этому в довольно позднем возрасте и потом очень активно восполняет этот опыт. То, что в школах сейчас преподают такие важные дисциплины, как «Основы православной культуры» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», просто замечательно. Это может быть хорошим стартом для дальнейшего самообразования, саморазвития и вообще воцерковления. И возраст здесь не имеет значения: важно желание узнать Христа.

Интервью взяла Ольга Полякова

Поддержать