Все чаще во дворах и парках стали появляться дети в масках животных, с пушистыми хвостами, которых редко застанешь прямоходящими. Ребята бегают и прыгают на четвереньках, имитируя движения и повадки кошек, собак и волков. Свежему тренду под названием «квадробика» от силы три месяца. И он уже вызывает недетские споры. Так что это? Новый вид спорта, очередная «шиза из сети» или полноценная молодежная субкультура? Попробуем разобраться.
Кто придумал квадробику?
Квадробика — новый вид досуга, подхваченный детьми 7–14 лет из социальных сетей пару лет назад. Но так массово он вышел на наши улицы только этой весной. Название неофициального вида спорта происходит от латинского quattuor («четыре») и английского aerobics — («аэробика»). Главная идея — подражание движениям животных, по большей части из семейства домашних кошек и собак. Хотя есть и редкие приверженцы грации медведей и обезьян. Настоящему квадроберу также необходим имиджевый набор: маска, имитирующая морду выбранного зверя, хвост из шерсти, пристегнутый к телу ремнем или резинкой, и перчатки-лапки.
Основоположником тренда считается японский бегун Кеничи Ито, который оригинальным образом избавился от детского комплекса. Памятуя, как маленьким его дразнили «обезьяной» из-за необычной внешности, он решил изучить повадки любителей лиан. Ито разработал способ передвижения на четырех конечностях и попытался применить его, гуляя по Токио, но тут же был задержан полицией и помещен в изолятор на несколько дней. Инцидент его не остановил. Кеничи поселился в горах, где продолжил свои эксперименты, пока не доказал всем, что «человек-обезьяна» — звучит гордо. В 2008 году его мировой рекорд — стометровка на четвереньках за 18,58 секунды — был занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
Концепция «нового бега» на четвереньках понравилась фитнес-тренерам США, которые ввели методику тренировок Animal flow, задействующую разные группы мышц. С тех пор идея двигаться как зверь понеслась-поехала по миру, добравшись до наших широт только к этому году. Дети стали следить за популярными квадроберами в Likee, повторять их трюки дома, на детских площадках и в парках, снимать и выкладывать прыжки в свои профили, с указанием «новых» данных: «Рокси. Девочка. Возраст: 12 лет. По-кошачьи: 2 года». А маркетплейсы забились под завязку масками-хвостами-перчатками в наборах и розницу.
Главное — не перепутать
Любой квадробер обидится, если его сравнят с фурри или терианами. Данные субкультуры, по мнению прыгунов, не имеют к ним отношения. Это совсем другие миры и идеологии. Фурри (с английского furry — «покрытый мехом) ходят на двух ногах, облачаются полностью в шкуру и «звериную голову». При этом не считают себя исключительно животными, они — нечто среднее, сказочные антропоморфные существа. Движение зародилось в 90-х с момента выхода журнала Vootie, издания для фанатов научной фантастики. Фурри заявляют о себе как об альтернативе популярным звероподобным — Микки-Маусу, Багзу Банни. Их персонажи — более изысканные, со своей историей и биографией, созданные по собственным сценариям или взятые из комиксов и фантастических мультсериалов. Да и по набору функций у них все иначе. Фурри просто наряжаются и ходят по городу. Без трюков и тренировок.
Терианы (или териантропы) возникли в те же 90-е. Их цель — слияние с природой. Приверженцы сообщества считают себя животными, заключенными в тело людей. Тотемный зверь здесь чаще всего волк. Большинство терианов думает, что им досталась волчья душа. В свободное от учебы и работы время они лают, воют, обсуждают провидческие сны и используют разнообразные духовные практики.
Очевидно, что приверженцы этих двух субкультур значительно старше квадроберов, предпочитающих резвиться на свежем воздухе, без лишней зауми и дополнительных смыслов.
Плюсы и минусы квадробики
Квадроберы никого не оставляют равнодушными. Увидев юркие хвостатые фигурки на детских площадках, прохожие невольно останавливаются и начинают пристально их разглядывать. На лицах взрослых — целая гамма чувств: от удивления до брезгливости. Но все же многие настроены дружелюбно: хотя бы в телефонах не сидят, много времени проводят на воздухе, активно тренируются, так что физическая нагрузка довольно приличная.
На самом деле квадробика — не такой уж и легкий спорт. Движения кошек и собак повторить довольно сложно. Кто-то приравнивает данную технику к паркуру. Те же прыжковые элементы и преодоление препятствий. Дети начинают мечтать выучиться на тренеров по подражанию животным. Пойди попробуй повторить бег зайца: он же и бежит, и прыгает одновременно. А если рысью, так там вообще нужно поднимать ноги выше головы.
Добавим к плюсам творческую составляющую. Дети заказывают на маркетплейсах белые маски и создают из них «мордочки» своими руками. Приклеивают шерсть, рисуют глаза, придумывают свой «аватар». Заметим, всё это время телефон лежит где-то там, стрелялки и тиктоки забыты.
Есть и минусы. Нередко тренирующихся ребят травят другие дети, часто к ним присоединяются и взрослые. Были случаи, что заигравшиеся в «зверят» детишки кусали прохожих за ноги, лаяли на их собак и даже демонстративно поедали собачий корм, рассыпав его по лавке. А корм для животных, по мнению специалистов, не так уж безобиден. Человеческий желудок может не справиться с некоторыми составляющими такой еды, как и сердце — с переизбытком аминокислот, которых собакам и кошкам требуется больше. Другими словами, чрезмерное вхождение в образ животного может представлять реальную опасность как для самих квадроберов (в виде отравления, гастрита, нарушения сердечной деятельности), так и для окружающих. Что если условная рысь, «сидящая внутри ребенка», внезапно почувствует себя охотницей?
Квадроберы София (10лет) и Ксюша (10 лет)
София: Ксюша — кошка. А я — канадский волк. Маски мы делаем сами. Заказываем белую и потом разрисовываем, покрываем флисом, делаем канву, рисуем глаза, приклеиваем мех. Вот сейчас у меня старый хвост, нестандартный. Жду, когда новый приедет с Wildberries. Мы не хотим чувствовать себя животными, мы, скорее, им подражаем: учимся двигаться, как они, бегаем и прыгаем. Галопом, рысью, двухсоставным шагом, когда ты попеременно наступаешь, ну и обычным. У нас есть псевдонимы: я — Фая. Ксюша раньше была Итцу. А самая главная наша кошка — Ястра. С хвостом и в маске мы можем пойти куда угодно.
Мои родители к этому относятся совершенно нормально. Папа только говорит: «Нос себе не разбей». А чьи-то предки против: «Ты не будешь этим заниматься. Это тупо выглядит. Вы как дуры». На площадке, где мы проводим время, нас часто обзывают животными. Ходит целая компашка парней, которые нас дразнят, вчера за нами с палками бегали. Мы спрятались в подъезде, переждали. Зато недавно присоединились два мальчика на самокатах, которые тоже хотят заниматься квадробикой. Еще мы местный детский сад развлекаем: когда детей приводят на площадку на прогулку, мы начинаем прыгать. Им нравится на нас смотреть.
Ксения: Мы — не кусаемся и ни на кого не нападем. Кусаются те, которые, «агро» (прим.: злые) квадроберы. Это люди, которые в человеческом теле чувствуют себя животными. Мы против них. Они — злая половина.
Мария Солтис, психолог:
Феномен квадробики — это легальный способ продемонстрировать то, что вытесняется в обычной жизни. Такая психическая сублимация. Проявляться зверем — отличная возможность эвакуировать из себя скрытые эмоции. Тут не про стеснение, а про достроить себя через присвоение другой роли. Например, родители запрещали ребенку пачкаться, а у ребенка потребность возиться в песке, шлепать по лужам или варить «кашу из мокрого песка» осталась неудовлетворенной. Тогда он начинает искать способы реализовать эти потребности. Встраиваясь в это движение, он официально копается в грязи.
Родителям квадроберов стоит подумать о том, что же такого они не разрешали или не разрешают ребенку, раз он это сублимирует через такую игру. Выяснить, где поломка в отношениях. Поддержать, а не злиться, что ребенок не соответствует их ожиданием. В нашу культуру «вшиты» запреты и табу на то, чтобы проявляться, быть настоящим. С детства в садах и школах вкладывают одно: будь удобным, встройся в систему, молчи.
Движение квадроберов ведь не всех детей и подростков увлекает. А только тех, у кого сложности со своим проявлением. Их концепция — на время разрешить себе животные инстинкты, то, что под запретом у современного общества.
Истоки неприятия обществом квадроберов в том, что другой «позволил отличаться от моего представления, как все должно быть устроено». Вся агрессия и неприятие возникают от страха и зависти. Страх, что мир меняется, зависть, что другие могут проявляться, а человек себе не позволяет (из-за внутренних ограничений и установок). Поэтому столько агрессии вызывают инакость и смелость. Еще недавно коспле́й (перевоплощение в различные костюмы, передача характера, пластики тела и мимики персонажей) вызывал страх, а сейчас это ни у кого не вызывает удивления.
Агрессия самих квадроберов — единичный случай, а не закономерность. Каждый такой момент стоит рассматривать индивидуально. Если взять подобное событие из сада, почему один ребенок укусил другого, ответ очевиден. Много подавленной агрессии и неумение с ней справляться конструктивно. Всегда «ноги растут» из семьи. Как в семье проявляют разные «неприятные» для социума чувства, так же действует и ребенок.
Я бы вообще рассматривала квадробику как субкультуру нового времени. Такую, как эмо и готы, которые были во времена юности родителей нынешнего поколения подростков.
Подростковый возраст — время глобальной перестройки — и физической, и психоэмоциональной. Взрослеющий ребенок испытывает сильную нужду в поиске себя. А субкультура дает чувство сопричастности, возможность смело проявлять себя, нарушать границы, правила, что так необходимо для подростковов. Для детей это новый опыт, поиск новых мировоззренческих идей. Дети находят понимание, у них появляется ощущение «я свой среди своих». Обычно в это время у родителей и детей сложные отношения.
Но если увлечение выходит за рамки игры и ребенок отказывается очеловечивать себя — и неважно, сколько ему лет, — вот тут стоит забеспокоиться. Если вдруг он не отзываться на имя, а только на кличку, хочет спать на коврике, лакать из миски или не мыться. В этом случае стоит обратиться к психологу — и как можно скорее.
Священник Александр Гумеров, преподаватель ПСТГУ, школьный учитель:
Пожалуй, стоит приветствовать любое начинание, отвлекающее наших детей от смартфонов и компьютерных игр, а особенно заставляющее выйти во двор и заняться физической активностью. Насколько травмоопасно это времяпрепровождение, разумеется, придется взвешивать родителям. За компьютером в четырех стенах, конечно, безопаснее. Однако рекомендую родителям вспомнить, как проходило их собственное детство. Мне кажется, многие родители в детстве порой подвергали свои жизнь и здоровье большему риску, и сейчас смогут трезво и спокойно взвесить реальность угрозы. Дети играют всегда, и всегда кого-то изображают в своей игре — мушкетеров, эльфов, хоббитов. Не стоит бояться ролевой компоненты этой игры. Конечно, пока эта субкультура только зарождается (я сам впервые узнал о существовании этого явления только из этой статьи), но в настоящий момент, мне кажется, ничего деструктивного она не несёт. И, конечно, в любом возрасте ребенок должен понимать определенную условность игры (как бы серьезно он к ней не относился). На игровой площадке он может быть лесной рысью или степным волком, но, переступив порог храма, он вновь человек. Именно людей, как Своих детей, Бог и ждет в Своем храме.