Победит ли Интернет, породивший клиповое мышление, живую книгу? Как найти и издать то, что нужно детям? Как привить им любовь к литературе и нужно ли заставлять их читать? На эти и другие вопросы нам ответила основатель и главный редактор издательства «Самокат» Ирина Балахонова.
Мы продолжаем знакомить вас с лучшими издательствами детской литературы и их издателями: мы уже обсудили почему в России книжка по цене чашки кофе считается дорогой и почему нельзя заставлять детей читать, выяснили, что сегодня читают дети. Сегодня предлагаем поговорить о том, как научить детей любить чтение.
— Почему детям важно и нужно читать?
— В первую очередь книжки — это способ передачи информации, способ научить кого-то чему-то, идеальный способ познания мира. И прикладного, и воображаемого. Поэтому расширять мир ребенка с помощью книг, как я считаю, — это наша обязанность.
Еще книжки — это мир, который осмыслен и представлен другим человеком, и попасть в этот мир ты можешь только с их помощью. А в дальнейшем ты, возможно, научишься создавать такие миры самостоятельно. Книги учат мечтать и дают возможность абстрагироваться от того, что тебя окружает.
— А как сделать так, чтобы дети читали?
— Мне кажется, можно идти двумя путями. Либо когда все вокруг ребенка читают, подавая ему таким образом пример. Либо — не читают вокруг него, чтобы он чувствовал себя страшно обделенным. И тогда он скажет — какой же жизнью живут эти унылые взрослые, я хочу, чтобы у меня была другая. Вот мы были у дяди Паши, у него библиотека, может, я попробую быть как дядя Паша. Так тоже можно. Но в идеале — это чтобы ребенок встретил какого-нибудь взрослого, которому бы он поверил, который бы ему понравился, вызвал у него интерес и чтобы этот человек читал. Ну и очень важно иметь книги дома.
— Нужно ли заставлять читать?
— Нами любимый Даниэль Пеннак, книжку которого «Как роман» мы опубликовали и считаем ее своеобразным манифестом нашего издательства, говорил в ней:
Невозможно заставить читать человека, можно поделиться любовью к чтению. Как любовью к чему угодно другому — к рыбалке, хорошей еде, какому-нибудь рукоделию. Нужно относиться к этому так, чтобы тому маленькому, который напротив, хотелось относиться к этому так же.
— Что, как вы думаете, дети ищут в книжках и что они могут найти в ваших?
— Детям, и не только маленьким, всегда интересно, как выстраиваются отношения со сверстниками. Особенно, если эти отношения не всегда складываются у них в реальной жизни. Мы издали целую серию про это — «Слезливый клуб» Виика Йерде, «Волк» Саши Станишич, «Инсу Пу: Остров потерянных детей» немецко-австрийской писательницы, классика детской литературы Миры Лобе, никогда до этого не издававшейся в России. А с внутренним кризисом, в котором все периодически оказываются, детям, например, поможет справиться книжка, которую я безумно люблю, написанная с невероятной любовью к детям и к миру, — «Гипноз Иванович» Михаила Есеновского.
— Всякая познавательная литература давно перекочевала в гаджеты. Какую нишу оставил интернет книжке?
— У книжки, если говорить о нон-фикшн, это ниша — всегда на стыке источника информации и искусства. Хорошая нон-фикшн-книга может быть нарисована так прекрасно, что она будет сохранена как арт-объект. И даже когда маленький читатель вырастет и станет специалистом мирового уровня по какому-то описанному в книге предмету, ему ее будет жалко выбросить как подшивки старых журналов, потому что она сделана так замечательно, что сама по себе — произведение искусства. У книжки перед Интернетом и периодикой есть привилегия быть арт-объектом, материальным объектом, который можно любить и сохранять себе как память.
Книжный макет — это удивительная вещь. Он может направить научную мысль, например. Талантливый иллюстратор может дать нам возможность рассматривать предмет в контексте, в котором он никогда не рассматривался. Научная мысль должна была до этого дойти, а тут, хоп, — и дизайнер придумал. Поместил инфузорию туфельку в контекст какого-то глобального события в космосе, а потом оказывается — и правда, у них одно строение.
Люди, создающие книжки, думают зачастую научными и философскими категориями — у них много необходимости сравнивать, сопоставлять, давать ребенку то, что его удивит, поразит, привлечет его внимание. Всякие познавательные онлайн-игры в этом смысле проигрывают книге. Игры приходится закрывать, выходить из них, а книгу мы можем поставить на видное место на полке, потому что она — наше любимое пространство.
— Говорят, что детская книга переживает сегодня ренессанс именно благодаря «визуалу». Чем отличается сегодняшняя книжная иллюстрация от вчерашней?
— Сегодняшняя иллюстрация однозначно отличается от вчерашней. В ней меньше школы, академизма. Сейчас понятие «собственной руки» важнее академического навыка. В сегодняшней иллюстраторской технике важно, чтобы была легкость, какая-то непосредственность, спонтанность и близость к детской манере рисования, что непросто — чтобы это делать хорошо, нужно иметь вкус и чувство меры. И так как сегодня рисуют огромное количество людей, то еще необходимо вынуть из себя кого-то удивительного, неожиданного, нестандартного и ни на кого непохожего, чтобы на этом переполненном и перегруженном мировом рынке стать узнаваемым и востребованным.
— Как родителям найти на книжной полке магазина то, что нужно детям?
— По-хорошему нужно уйти от идеи, что все должны выбирать взрослые. Ребенку надо доверять. Это то, что у нас не очень практикуется, а зря. Важно идти с ребенком в магазин и договариваться с ним о том, что вы, например, выбираете две книжки — одну он, а вторую вы. Здесь может быть целая игра. Если ребенок читает, он может потом вам читать свою, а вы ему ту, которую купили для него. И тогда он понимает, что его выбор важен. А мы, слыша его предпочтения, может, даже ошибочные, поймем, что он хочет, почему он это хочет — можно даже попросить его это объяснить. Но и он будет понимать, что если та книжка, которую он выбрал, окажется неинтересной, то ему свой выбор надо выстраивать по каким-то другим критериям. Оттачивайте таким образом эти критерии отбора. Разговаривайте о книжках, планируйте покупку вместе.
— А как современному издателю детской литературы понять, что нужно ребенку, найти это и издать?
— Прежде всего, издатель может пытаться в себе этого ребенка культивировать. Вот эту радость от нового, от прекрасного. Но, к сожалению, издатель рано или поздно из наивного человека становится «насмотренным» человеком, профессионально заточенным. И здесь очень важно вытаскивать из себя вот это детство, вспоминать, какой ты был и как бы ты на это отреагировал. Искать в себе вот эти щупальца, которые оттуда растут — из детства. И не дать взрослости их обрубить. Искать через свое собственное детское восприятие. А насмотренность может притупить интерес к тому, что стало для нас очевидным и потому неинтересным. Но ребенку то как раз так не кажется.
— Ориентироваться издателю надо на интересы детей или родителей-покупателей?
— Вообще, рынок не может отвечать потребностям ребенка. Рынок отвечает потребностям общества, а потребности общества — это потребности взрослых. Поэтому, хочешь не хочешь, нам приходится думать о родителях, о вопросах, которые они транслируют детям и ответы на которые им хотелось бы находить в покупаемых детям книжках.
С одной стороны, в России принято детей максимально долго ограждать от всяких общественных проблем — всего, что не связано с жизнью голубей, а с другой стороны, родитель бессознательно все равно покупает ту книгу, которая отвечает его собственному общественному запросу.
— А как не ошибиться с этой повесткой? Есть примеры?
— В России, например, очень плохо продаются экологические книжки. Родители и даже школы не умеют говорить с детьми об экологии, хотя мы все понимаем, что прямым курсом идем к экологической катастрофе. Это пример, как можно издавать актуальное, но не быть востребованным.
— Растет новое поколение детей с новым восприятием информации, которое называют клиповым мышлением — «по верхам», не вдаваясь в долгие нудные и «ненужные» подробности. А книга — это все-таки глубокое погружение. Сможет ли книга победить вот это клиповое мышление или мимикрирует под него? Да и надо ли его побеждать?
— Современный детский хорошо сделанный нон-фикшн отчасти решает эту проблему — там не очень большой объем информации, очень много «визуала», при этом влезает большой объем фактов. Надо сказать, что и для многих взрослых, профанов, детский нон-фикшн интересен — это возможность войти в тему, не зная ее, более глубоко в нее погрузиться. У нас много таких книг, например, вспоминая про экологию, последний «нон-фик», который мы сделали для родителей на тему города, природы и вообще воспитания ребенка в городе, — это книжка-прогулка психолога и биолога Екатерины Мурашевой «Пойдем, погуляем». Она адресована городским родителям, которые должны объяснять своему ребенку, в какой сезон куда смотреть, на что обращать внимание. И вот она пошла поперек «экологического» тренда плохих продаж. Эта книжка вышла только-только и стала «улетать». И мы поняли, что попали в точку. Это же нельзя не заметить — люди, выходя из дома, утыкаются в смартфон. А здесь мы убираем смартфон, даем в руки книжку — ее нет в электронном виде, и вот они пошли — от почки к кочке, от кочки к луже, от жабы к стрекозе — писать свой «дневник наблюдений». Мы заставляем их гулять и искать разные «биотопы». Заодно, кстати, они узнают свой район, место, где живут.
Перед нами, издателями, стоит задача выбрать из того, что происходит в мире, то, что будет актуально еще лет пять или шесть, но не в смысле хайпа, а в смысле реального понимания жизненной повестки для ребенка. Если сейчас это и не является его проблемой, то через три года это будет тем, с чем он столкнется лоб в лоб.
Текст: Алексей Федоров