На каких книжках нужно сегодня воспитывать мальчиков? Комиксы — это тоже литература? Должны ли родители следить за тем, что читают их дети? Ответы на эти вопросы мы искали вместе с Оксаной Фесенко, главным редактором издательства детской литературы «Махаон».
Мы продолжаем знакомить вас с лучшими издательствами детской литературы и их издателями: мы уже обсудили почему в России книжка по цене чашки кофе считается дорогой и почему нельзя заставлять детей читать, узнали как привить любовь к чтению. Сегодня мы поговорим о том, как изменилась детская литература за последнее десятилетие.
— Лет 30-40 назад корпус традиционной детской мальчиковой литературы был очевиден: Александр Дюма, Майн Рид, Фенимор Купер, Жюль Верн, Александр Беляев, Конан Дойль, Вальтер Скотт, Джек Лондон… Но кажется, что сегодня большинство этих книжек перестало работать, детям они не так интересны, как когда-то нам.
— Нет, это не так. Классическая приключенческая литература востребована и сегодня, это показывают наши продажи. Почему продается — тоже понятно: родители купили детям книги, которые сами читали в детстве. Если отец читал в детстве Майн Рида, то он обязательно подсунет сыну «Всадника без головы». Другой вопрос — прочитает ли ребёнок эту книгу до конца… Как сейчас модно говорить, зайдёт—не зайдёт.. И никакой статистики на эту тему у нас нет…
Взрослые говорят, что очень многие книги «из их детства» приходится объяснять, современные дети не понимают описанные в них социалистические реалии. Тех же «Тимура и его команду», «Чука и Гека», «Честное слово» или «Старика Хоттабыча» приходится объяснять прямо досконально: кто такие пионеры, чем тогда люди жили, почему так важен был футбол? Какие-то произведения изучают в школе и подробно разбирают на уроках. Но есть же еще внеклассное чтение, когда в конце мая школьники получают списки литературы на каникулы и родители отправляются в онлайн-магазины, на маркетплейсы… Что в этих списках? Тот же Гайдар, Лагин, Пантелеев… И тогда это уже дело родителей, садиться и объяснять. Но есть и классика, понятная всем: «Сын полка» Катаева, «Буратино» Алексея Толстого, «Волшебник Изумрудного города» Волкова, «Белый Бим Чёрное ухо» Гавриила Троепольского. И я не помню, чтобы у этих книг когда-либо были спады продаж.
— Неудивительно, они же апеллируют к ценностям, которые не зависят ни от социального строя, ни от конкретного времени. Книжки, которые мы читали, выполняли еще и воспитательную функцию: в каждой из них были заложены базовые добродетели. Честность, храбрость, ответственность, доброта и так далее…
— Вы абсолютно правы. Литература — настоящая хорошая литература — не может быть просто развлекательной. Это всегда воспитательный момент — и для детей, и для взрослых; это признак хорошей литературы. Возьмем, например, абсолютно классические произведения именно для мальчиков — трилогию Николая Носова о Незнайке: «Приключения Незнайки и его друзей» учат дружбе, взаимовыручке, правильному общению, построению отношений, юмору, наконец! В «Незнайке в Солнечном городе», помимо всего прочего, объясняются принципы работы многих приборов и механизмов, а «Незнайку на Луне» сегодня называют учебником экономики. При этом все три романа — абсолютно детские произведения, понятные современным юным читателям.
— А есть ли сегодня новые книги примерно с теми же базовыми функциями?
— Безусловно, они появляются. Конечно, книга-событие последних двух десятилетий — это Гарри Поттер. Издатели всего мира признают, что благодаря семитомнику Дж.К. Роулинг дети вновь почувствовали вкус к чтению. Мальчишки с удовольствием читают циклы Лемони Сникета «33 несчастья» и Крессиды Коуэлл «Как приручить дракона». Хорошая литература пишется по определенным канонам: всегда есть положительный герой, антигерой и есть ряд испытаний, приключений, которые положительный герой должен преодолеть… И этот положительный герой, на которого надо равняться и хочется быть похожим, есть во многих произведениях. Даже в тех же манге или комиксах, которые сейчас популярны и активно покупаются. Комиксы про майора Грома стали так популярны, что по ним сняли несколько полнометражных фильмов. Так что ничего страшного в современной литературе нет. Изменилась форма, но не содержание.
— Комиксы, почему-то, вообще не рассматриваются родителями как литература, что, на мой взгляд, неправильно.
— Неправильно, согласна. В 2015-м году мы издавали «Тинтина» — это очень известный бельгийский комикс, которому почти сто лет, настоящая классика жанра. Не могу сказать, что он очень хорошо продавался, однако очень интересными были отклики родителей, написавших нам на сайт. «У меня сын в пятом классе, его вообще за книжку не засадишь — и тут взял эти комиксы. Прочел — и начал читать другие книги, спасибо вам большое!». Для меня это очень показательно. Ведь чтение — особенный навык, даже педагоги в школах об этом говорят. Мы учим детей писать, считать, и точно так же их надо учить читать. Это очень сложный навык, и порой с помощью комикса научить читать легче, чем рассказом.
— А как быть со стереотипом о том, что «дети перестали читать»?
— Там, где есть книги в доме, читают все: и родители, и дети. Если книг нет — не читают.
— А если книги есть, но не на полке, а в компьютере или плейере?
— Меня часто спрашивают: не убивают ли электронные книги бумажные? Нет: там, где читают бумажные книги, читают и электронные. И слушают аудиокниги. Это исключительно вопрос личного восприятия — кому что удобнее. Все эти виды книг существуют параллельно, друг другу не мешают.
— В какой-то момент казалось, что мы получим всплеск классной отечественной детской литературы. Но его не произошло. Всех, кто появился, можно пересчитать по пальцам: Шамиль Идиатуллин, Эдуард Веркин, Артур Гиваргизов, Сергей Седов, Андрей Усачев — пожалуй, больше никого не вспомню… И дети все равно читают авторов иностранных.
— Так и есть. Я не могу объяснить, почему иностранные авторы продаются лучше отечественных. На самом деле в России авторов много — они пишут и пишут неплохо. А вот почему лучше продаются иностранные — не знаю. И маркетологи не могут объяснить.
Может быть дело в том, что детская литература очень консервативна. Сами дети редко покупают книги, в основном это делают их родители — а они, как я уже говорила, покупают то, что сами читали в детстве. Они видят переизданного Рувима Фраермана, «Дикую собаку динго», а рядом стоят книги новых авторов — они знают, о чём Фраерман, а новых не знают…
Но авторы все равно прорываются, и будут прорываться дальше. В тех условиях, в которых мы оказались сейчас, думаю, русских авторов будет ещё больше.
— Должны ли родители знать, что читают их дети? И я говорю не об осторожности в ожидании какой-то опасности, а просто, чтобы представлять себе мир, в котором живет ребенок.
— Конечно, должны. Книг очень много, издательств тоже, и политика у издателей разная. Если брать классические издательства, вроде нашего, то какие-то темы мы просто не берем. Не потому что их вообще не должно быть у детей на полке, но… Просто не наше! А у другого издателя — другая позиция. Ему хочется чего-то более горячего. И это не то чтобы плохо…
Мне кажется, что молодежи нужно все. Но родитель должен понимать, чем интересуется его ребенок. Чтобы, если понадобится, что-то объяснить, где-то предостеречь. Можно прочитать отзывы на ту или иную книгу на тех же маркетплейсах, где родители рекомендуют или не рекомендуют, или излагают краткое содержание… Бывают обсуждения, чаты, блоги книголюбов-энтузиастов, есть подкасты — информацию есть откуда взять. Надо быть пытливее и делать какие-то усилия, чтобы ребенок читал именно хорошую литературу.
Оксана Фесенко, главный редактор издательства детской литературы «Махаон»