Повышение квалификации
Мнения

Олеся Романова: «В Медиашколе буду обращать внимание на творческих людей»

Олеся Романова: «В Медиашколе буду обращать внимание на творческих людей»

«Клевер Лаборатория» при поддержке Фонда президентских грантов запускает Медиашколу «Со смыслом» для студентов и молодых специалистов, где ведущие профессионалы отрасли научат их создавать не только вовлекающий, но и осмысленный контент, понимать его значимость и влияние. Мы попросили ментора одного из направлений обучения, посвященного визуальному контенту, руководителя группы социальных медиа ИД «Коммерсантъ» Олесю Романову рассказать о том, почему визуальный контент сегодня настолько важен, как стиль иллюстрации влияет на восприятие человека и какие качества она надеется увидеть в студентах Медиашколы.

Олеся, вы в Медиашколе будете курировать направление визуального контента. Почему сегодня в медиа нового поколения визуальный контент настолько важен?

— За годы работы в медиа я прошла все стадии эволюции подачи контента — от простого голого текста до использования всех возможных разновидностей визуальных форматов. Все попробовали. И сколько мы ни проводили экспериментов, сколько ни игрались с различными форматами, главное, что мы поняли, — сам по себе «визуал» очень важен.

Очевидно, что эволюция медиаформатов в последние годы привела к смещению потребительского интереса от классических печатных медиа в Интернет и соцсети, особенно в соцсети. Там такие же законы?

— В соцсетях это особенно важно. Например, если это какая-то новость, содержащая огромное количество цифр, то без визуала тут не обойтись никак. Человеку гораздо проще не прочитать текст, а посмотреть на картинку и уже на ней увидеть те самые цифры.

Последние лет семь я, как и мои коллеги в других ведущих медиа, активно работаю с соцсетями. Я знаю, как работает радио, телевидение, как работают газеты и журналы, но соцсети — это совсем другой мир, он очень визуальный. Хотя и в классических газетах с журналами оформление сегодня тоже очень важно.

То есть сегодняшний потребитель воспринимает новости глазами?

— Конечно. Мы всегда все в первую очередь воспринимаем глазами. Как в известной поговорке — встречают по одежке, а провожают по уму. Абсолютно так же и в медиа. Первое, на что обращают внимание пользователи соцсетей и вообще потребители интернета, — это на красивую картинку. То есть внимание читателя сначала привлекает красивая картинка, а потом уже он начинает разбираться, что же за ней скрывается. В «Коммерсанте» и на сайте, и в соцсетях для нас главное — картинка. Мы, конечно, не забываем о том, что важен еще и текст, но на привлечение внимания работает именно картинка.

А в чем феномен соцсетей? Почему они в авангарде медиа сегодня?

— Все просто. Контента сегодня и в Интернете, и за его пределами огромное количество — у людей просто физически нет времени на его бездумное потребление. А соцсети позиционируются именно как быстрое потребление контента. Но и там огромный массив информации уже бурлит через край и толкается плечами, чтобы протиснуться к обычному читателю. А чтобы к нему протиснуться — нужно как-то выделяться на общем фоне. И выделяться удается именно с помощью визуала.

Это всегда работает?

— У всех соцсетей свои законы, в Telegram, например, работа строится немного по-другому. Там важно, чтобы первая строка была максимально информативной и привлекающей, чтобы человек заинтересовался и перешел в telegram-канал, начал его читать. Но когда читатель уже попадает в этот telegram-канал, за привлечение его внимания начинают бороться картинки и видео. Даже просто текст, аккуратно и грамотно положенный на картинки-карточки, гораздо лучше работает, чем просто текст.

А стиль иллюстраций как-то влияет на восприятие человека? За последние десятилетия он довольно сильно изменился. Стал легче, воздушнее. Неспроста?

— Мы пробовали разные стили оформления и поняли, что чем легче выглядит иллюстрация, тем лучше. Лучше воспринимается глазом. Но есть множество тонкостей, и мы каждый год меняемся, адаптируемся под восприятие читателя. Еще нельзя сегодня перегружать иллюстрацию деталями, чтобы у человека не зарябило в глазах. Всегда пытаемся найти золотую середину между много и мало — чтобы и глазу было приятно, и информативно.

Цвет имеет значение?

— Конечно. Например, кричащие цвета отталкивают человека. Я по образованию психолог, и мы на факультете разбирали, как цвета влияют на человека, на его настроение, какие более приятны его взору, а какие, наоборот, вызывают тревогу.

Это тоже важно. Если человек смотрит на зеленый цвет — ему приятно, спокойно, его это привлекает, а, например, кричащий красный проецирует у него в голове чувство опасности. И если говорить о новостях, то красный — это цвет оформления каких-то предупреждений об опасности. Так что это тоже очень интересная история с подбором цветов.

Помимо классических иллюстраций и инфографики, есть же еще интересные визуальные форматы подачи контента — комиксы, мемы, постеры. Как их используют? Комиксы, например?

— Сегодня немногие используют этот формат. Но он очень интересный, привычный для людей, которые выросли на комиксах, появившихся в постсоветскую эпоху, даже после 90-х годов. Это те самые молодые люди, то самое поколение, которое сейчас вошло в тот возраст, когда они всем интересуются, им что-то надо, они что-то пробуют, что-то делают. Они сейчас самое экономически активное поколение, на которое направлен интерес и медиа, и маркетинга, и рекламы. Вот именно поэтому форматы и меняются — адаптируясь под целевого потребителя. Раньше было чуть попроще, потому что в фокусе было поколение, для которого надо было все попроще подавать — им хватало и книжек без картинок.

А что сейчас? Как изменились запросы вот этого нового потребителя и как под них подстроиться?

— Сейчас сложнее. Во-первых, играет роль огромное перенасыщение всем, чем только можно. Приходится чуть ли не с бубном танцевать, чтобы придумать что-то такое, интересное. Но зачастую новое — это хорошо забытое старое. Многие медиа возвращаются к тому, что было раньше. Мода всегда возвращается. Не впрямую, а по спирали — с каким-то прогрессивным апгрейдом, но возвращается. Потому что это работает. Сработало тогда и сработает сейчас.

А что именно из старого возвращается?

— Ну вот тот же формат комиксов. Когда медиа дает возможность людям, на них выросшим, немного окунуться в их детство, они это принимают на ура. Возвращаются замечательные ретроцвета 1960–1970-х годов, возвращается мода на черно-белые фотографии. Когда от всего нового устаешь, когда вокруг уже один сплошной искусственный интеллект, хочется вернуться к какой-то «аналоговой» классике. Опереться на что-то старое, но надежное.

Медиакомпании сетуют, что редакционно-издательских сотрудников на рынке труда много, а вот хороших, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для удовлетворения сегодняшних нужд отрасли, мало. Рассчитываете ли вы как потенциальный работодатель найти себе с помощью Медиашколы новые кадры? Или, возможно, выучить их под потребности вашего Издательского дома?

— Я в любом случае буду обращать внимание на творческих, креативных людей, которые могут работать не только по четкому ТЗ — вот это поставь в левый верхний угол, а вот тут это нарисуй. Иногда хочется просто сказать: вот задумка, нужно красиво сделать — современно, заметно, приятно глазу. Мало кто может с этим справиться. Хочется найти таких. И если я увижу в Медиашколе ребят, способных шире смотреть на поставленную задачу, — это будет очень круто. И я буду заинтересована в том, чтобы такого человека забрать к себе в команду и с удовольствием с ним работать. Потому что на рынке действительно огромное количество людей, но затрачиваются колоссальные усилия на то, чтобы найти «того самого» человека. А время для нас сегодня, как мы уже говорили в начале беседы, — очень важный ресурс.

*Проект Медиашкола «Со смыслом» создан при поддержке Фонда Президентских Грантов.

Поддержать