Повышение квалификации
Мнения

Воспитание духа

Воспитание духа

4 сентября — Международный день тхэквондо. Как этот вид спорта и другие восточные единоборства воспитывают в детях главные и самые важные нравственные человеческие качества — доброту, уважение, честность, трудолюбие, сдержанность, достоинство, — нам рассказали знаменитые титулованные спортсмены, тренеры, большую часть своей жизни посвятившие детскому спорту, вырастившие плеяды чемпионов, основавшие и развивающие спортивные школы: Анатолий Чиканчи из Сыктывкара и Алексей Груздев из Нижнего Новгорода. А ответственный секретарь Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта Дмитрий Петровский объяснил, почему занятие спортом вообще и боевыми искусствами в частности — дело богоугодное, но предостерег от скрытых неверных нравственных посылов.

Анатолий Чиканчи,

11-кратный чемпион мира по тхэквондо, многократный чемпион России и Европы, старший тренер сборной команды России по тхэквондо, заслуженный тренер России, обладатель черного пояса по тхэквондо 7-го дана. Председатель правлений детско-юношеских спортивных общественных организаций «Школа боевых искусств Чиканчи» и «Школа здоровья». Неоднократно становился лучшим тренером-преподавателем Республики Коми. В 2009 году был признан лучшим тренером России, пропагандирующим здоровый образ жизни среди детей и подростков.

— Анатолий Васильевич, какую роль играет тхэквондо в духовно-нравственном воспитании детей?

 — Тхэквондо часто называют шахматами единоборств. Оно ассоциируется с белыми воротничками и стоит в особом ряду боевых искусств. Путь в этом прекрасном восточном единоборстве можно начинать с возраста трех-четырех лет. Именно в этом возрасте у маленького ребенка начинает формироваться характер, а в его сознание закладываются основные понятия о жизни. Все занятия с детьми этого возраста проходят в игровой форме, но с обязательным усвоением философии этого боевого искусства. Первым принципом тхэквондо является уважение и вежливость. Именно уважительное отношение к тому делу, которому ты посвящаешь свое свободное время, отношение к месту проведения занятия (спортивному залу), отношение к тренеру (и к старшим), отношение к своим соперникам и товарищам является самым главным постулатом нашей спортивной философии. В тхэквондо мы приветствуем друг друга поклоном, который является символом вежливости. Второй принцип — это честность и доброта. Этот принцип учит держать данное тобой слово и отвечать за свои поступки. Только когда ты все задания выполняешь честно и с чистым сердцем, тебя ждет успех. Третий принцип — настойчивость и терпение. Обычно мы ценим и запоминаем только те моменты, когда нам пришлось преодолеть что-то. Как говорится, без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Мы все понимаем, что самый главный наш соперник — это мы сами, и только преодолев свою лень и переступив через боль, через возможные поражения, проявив настойчивость, можно закалить свой характер и стать сильнее. Следующий принцип — самоконтроль и самообладание. Он выражается в том, чтобы научиться контролировать свои эмоции, не давать им выплеснулся через край, уметь сдерживаться и вести себя достойно. Когда эти четыре принципа тхэквондо мы прививаем и развиваем в наших воспитанниках, мы видим, как дух будущего спортсмена становится сильнее. Большой палец в кулаке — символ сильного духа, он формирует кулак, который является символом тхэквондо.
Тхэквондо можно заниматься в любом возрасте. И, хотя тхэквондо — это «оружие», которое всегда с тобой, принципы научат беречь это оружие и помогут научиться им пользоваться только в самом крайнем случае. Можно сказать, что тхэквондо — это образ жизни. В тхэквондо 19 степеней, из них 10 — ученических, начинающихся с белого пояса, и девять мастерских. Чтобы дойти до самого высшего девятого дана — титула гранд-мастера, необходимо посвятить почти всю жизнь этому единоборству. В настоящее время черный пояс при должном старании и уровне подготовки можно получить уже в 12 лет, в 21 год можно получить статус международного инструктора, что дает право преподавания в любой стране мира. Поэтому тхэквондо может перерасти из хобби в дополнительный заработок для студентов. Многие наши воспитанники, вместо того чтобы работать официантами, работают ассистентами тренера, а в дальнейшем уже ведут свои группы. Кто-то, отслужив в органах и выйдя на пенсию, возвращается в тхэквондо и становится тренером. Соревнования в этом виде спорта проводятся в форме фестивалей, где участвуют мальчики и девочки младших школьных возрастов и ветераны — «люди третьего, золотого возраста». Для взрослых спортсменов проводятся чемпионат и первенство. Я считаю, что это один из самых демократичных видов спорта. Поздравляю всех тех, кто причастен к этому замечательному боевому искусству.

Алексей Груздев,

мастер боевых искусств РФ, вице-президент Нижегородской региональной федерации карате, президент Нижегородской областной федерации карате-до ситокай, председатель филиала «Окинавского боевого искусства Рюкю кобудо Кенрерю кекай» в России, лауреат национальной премии боевых искусств России «Золотой пояс», двукратный чемпион мира по окинавскому кобудо, бронзовый призер чемпионата мира по карате-до ситорю, 11-кратный чемпион России, 23 золотые медали, 15 серебряных и 11 бронзовых на российских и международных соревнованиях, 7-й дан карате-до ситокай, 5-й дан по окинавскому кобудо стиля кенрерю, 1-й дан рюкю кобудо ходзон синкокай. Старший тренер клуба «Футагава».

— Алексей Анатольевич, зачастую детская, да и родительская мотивация при выборе секции единоборств для занятия спортом такая — «научиться драться, чтобы постоять за себя», а чему на самом деле учат сенсеи своих учеников?

— Единоборства учат справляться с конфликтом, и первое, чего хотят родители, — это сделать своих детей сильнее. Это естественно, что большинство родителей при выборе секции единоборства думают о прикладных качествах. Однако со временем все больше и больше узнают о карате в широком смысле слова — как о спорте с глубокой восточной философией. Здесь учат в первую очередь уважению — «карате начинается с поклона и заканчивается поклоном». Невозможно решить ни один конфликт, не «отполировав» своей души. Сенсеи (учителя, наставники. — Прим. ред.) учат в первую очередь дисциплине, способностям преодолевать себя и свои слабости. Спорт карате помогает стать гибким, смелым, ловким, сильным, трудолюбивым и целеустремленным! Это хороший «социальный лифт», так как в жизни человек, который не преодолевает свои слабости, не достигает цели, перестает развиваться. Если утрачивается спортивная мотивация, у карате есть жизненные задачи: здоровье, мудрость в жизни, в конфликтах, сделать себя совершенной личностью во всем! Этому способствует богатая история и накопленный опыт, передаваемый учителями.

— Многие уверены, что в таких секциях культивируют агрессию — «вот их там мордобою научат, хулиганами станут». Развейте этот миф, пожалуйста.

— Сейчас дефицит «хулиганов». Шутка! Это очень «классический миф», актуальный, наверное, для 90-х. Я давно не слышал такого, чтобы после занятий карате люди попадали в криминальную среду. Сейчас в модной профессиональной ИТ-среде быстрее попасть в криминал, чем в спорте. Карате — это кропотливый труд и изнурительная работа над своим телом и духом. Мир прекрасных идей и целей в этом спорте, отбрасывает у человека какие-либо мысли о плохом. Ценности и цели в этом виде спорта увлекают многих, заставляют стать лучше и никогда не использовать свои навыки во вред другим людям.

— А есть ли у современных детей время на спорт? А в школе?

Родители так пекутся о своих детях, что в школу сопровождают на машине, встречают, в секцию — на машине. Дети перегружены хотелками и беспокойством родителей. И классическая школа, наша образовательная система настолько перегрузили разными предметами детей, что у них не остается свободного времени ни на что. Например, у детей 9–10 лет по два языка: французский, английский, а физическая культура на очень низком уровне. Мне кажется, тот, кто это вводит, не совсем понимает физиологию человека. У школьников, чем старше, тем больше — совершенно не остается времени на занятия спортом. За последние десять лет уровень физического развития детей снизился. При этом все виды спорта помолодели. И к нам в секцию родители приводят деток чуть ли не в 3 года. Но, достигнув уже к 10–12 годам каких-то значимых результатов, они, во-первых, теряют мотивацию, а во-вторых, забрасывают спорт из-за чрезмерных нагрузок. Из-за этого мы теряем преемственную базу. Во всем мире самый сильный и массовый спорт — это студенческий спорт. А у нас до взрослых соревнований «дорастают» единицы. Вымывание происходит в том числе из-за того, что физической культуре в общеобразовательной системе уготовано место изгоя. За редкими исключениями на местах. То есть те предметы, которые воспитывают дух детей, — физкультура и пение, кстати, тоже — находятся на задворках общеобразовательной моды.

— А как влияют занятия спортом на успеваемость ваших воспитанников? Помню, наш тренер внимательно следил за нашими школьными успехами, требовал дневник, и если что-то не так, мог и пригрозить отстранением от соревнований. Но это советские методы, а сегодня?

— Хороший вопрос и одновременно сложный. Скажу, как говорил мой сенсей Сато Тэцуо: «Карате делает нас умнее!» Человек, который занимается карате, обладает совершенной моторикой и высочайшей координацией, быстротой реакции и мышлением — стратегическим и тактическим мышлением. Как это работает? 25 миллиардов нейронов, перенаправляющих импульсы в разные органы и мышцы нашим головным мозгом, сложнейшие движения в коротких интервалах времени. Вот как. Я часто привожу пример своим ученикам про японских школьников и студентов. Можете себе представить японского школьника, который в 6-м классе должен знать 800 иероглифов и две азбуки?! А все потому, что это ему позволяет получить доступ к другим наукам. На моей практике есть дети, оканчивающие школу с красным дипломом и преуспевающие в нашем спорте, а есть те, которые учатся удовлетворительно. Однако учиться на тройки — это не означает, что ребенок не добьется ничего: если он целеустремленный, а других «не держим», он рано или поздно придет к этим знаниям, но по-другому. В нужное время — нужные средства.

— Есть стереотип, и в ряде случаев небезосновательный, что контактные единоборства травматичны и в перспективе могут отрицательно сказаться на здоровье ребенка. Насколько такие опасения оправданны?

— Тоже традиционное мнение. Спорт подразумевает правила. Родителям нужно ознакомиться с правилами. Мне не очень хочется вешать ярлыки на единоборства, такие как «контактное», «малоконтактное» и пр. Можно, наверное, следовать такой классификации. Но она ошибочна и зачастую не отражает действительность. В правилах некоторых единоборств целью поединка является «нокаут». Все понимают, что это такое и какие последствия могут быть в дальнейшем у человека? В советское время публиковали официальные отчеты о количестве и последствиях таких травм, в настоящее время, с коммерческими проектами, этой цифры мы никогда не узнаем. В большинстве стран Европы такие виды спорта запрещены до 16 лет. Что касается карате (WKF), то оно (как и большинство спортивных восточных единоборств) не имеет цели в спортивном поединке произвести нокаут или нокдаун. Оценивается технический прием и его физическая составляющая (скоростно-силовые способности, точность и пр.), ограничиваются действие, которые могут привести к травмам. На соревнованиях среди детей и подростков по карате очень низкий травматизм, он не больше, чем в футболе, меньше, чем в хоккее… Участие в более жестких правилах, например, «karate combat», на мой взгляд должно быть уже взрослым, профессиональным и осознанным выбором. Совсем другая цель. Кстати, о здоровье — моему японскому сенсею 87 лет, он отлично говорит на русском, путешествует и ведет свой бизнес. Поэтому карате вдохновляет, заряжает и мотивирует меня.

— Безусловно, родителей интересует вопрос,  велика ли нагрузка на семейный бюджет. Есть разовые траты — стоимость формы, инвентаря, а есть постоянные — плата за занятия. Можете рассказать, во что обойдется семейному бюджету собрать ребенка в секцию и каковы средние цены в России на сами занятия? В советское время детские спортивные секции были по большей части бесплатными, есть ли сейчас такие?

— Карате, по сравнению с другими видами спорта, недорогое. На начальном этапе ребенку может потребоваться только спортивная форма, и через какое-то время сенсей может, попросить приобрести каратеги (кимоно), но зависит от секции. Нужна также защитная экипировка на руки и на ноги! В нашем виде спорта арсенал экипировки «ужесточается» с 12 лет, а детей, как правило, приводят в 5–6 лет. Экипировки спортсмену хватает на 2–3 года в среднем, поэтому это вполне бюджетный вид спорта. Есть ДЮСШ и ДЮС, где секции карате бесплатные, но возможны какие-то дополнительные взносы на экзамены, на соревнования, все индивидуально, от региона и места. 

— Видов спортивных единоборств великое множество. Какие из них наиболее распространены в нашей стране, уделяют должное внимание детскому спорту?

— Статистику популярности видов спорта в России и нашей, Нижегородской области, наглядно демонстрируют поисковые системы интернета по количеству ключевых запросов населения: в первых рядах — бокс, карате, самбо и дзюдо. Причем карате, согласно данному рейтингу, занимает в России и Нижнем Новгороде второе место среди всех единоборств и не просто так попало под Президентскую программу «Здоровье нации». И еще один очень важный момент: интересуются — это одно, а занимаются — совсем другое. Карате занимаются больше, чем другими видами единоборств. Первенство России 10–13 лет собирает 1500 спортсменов из 50 регионов России. И это лучшие отобранные 2 спортсмена в весе. Кадеты и юниоры по — 1000 спортсменов. В каких видах спорта собирается такое число участников спорта высших достижений?

— Говоря о детях, мы всегда держим в уме их будущее. Каких высот достигли ваши ученики — не только спортивных, но и карьерных? Ведь детский спорт остается с нами на всю жизнь и, несомненно, помогает нам ее строить.

— Среди моих учеников есть призеры всероссийских и международных турниров, чемпионы России. После спортивной карьеры многие из ребят стали успешными в бизнесе, имеют свои собственные компании, продолжают заниматься у меня, многие спортсмены стали успешными в социальной и административной сферах, и, конечно же, многие пошли по пути профессионального тренерства.

Дмитрий Петровский, 

ответственный секретарь Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта:

«Сейчас, когда спорт наиболее близок к своему семантическому значению — праздное времяпрепровождение, — и участие в спортивных мероприятиях подменяется пассивным созерцанием физических достижений других людей или движениями пальцев рук для управления джойстиком или компьютерной мышкой, любые физические занятия, которые заставляют современного человека двигаться, должны быть приветствуемы. Более того, занятие должным попечением о состоянии своего физического тела является в прямом смысле нашим христианским долгом. Апостол Павел нам ясно говорит, что «тела ваши суть храмы живущего в вас Святаго Духа» (1 Кор 6:19). Именно христианство поставляет тело на должную высоту через спасительное откровение, давая нам понимание правильного попечения и о теле.

Говоря о боевых искусствах, следует помнить, что они, как реализующие основные биомеханические законы движения человека, в этом смысле интернациональны. Однако боевые искусства — это не только спорт, но и культурный продукт. Они созданы в рамках той или иной социокультурной традиции, неотъемлемой частью которой являются и религиозные практики. Поэтому перед каждым, кто практикует боевые искусства, даже в юном возрасте, должен стоять очень ясный вопрос — какой культурный код, какие нравственные ценности усваивает человек на своих занятиях? Боевые искусства очень привлекательны для молодежи — и слава Богу, потому что на протяжении веков единоборства остаются наиболее эффективным способом воспитания человека, формирования его характера — в первую очередь, мужчины, воина. Мы видим, что и для многих девушек практика единоборств становится привлекательной.

Сохраняя культурный код конфуцианской традиции, в которой такая добродетель, как «сяо» — почтение к старшим — является одной из ведущих, занимающиеся восточными боевыми искусствами (к которым по праву принадлежат и тхэквондо, и карате-до) впитывают органичное иерархическое устроение мира, уважение к наставнику, который учит их не только техническим приемам, но и формирует их характер, формирует их душу, в известном смысле говорит им — что такое «хорошо» и что такое «плохо». И с этой точки зрения крайне важно выбирать такого наставника, который наряду с высоким техническим мастерством, может научить человека быть христианином, верующим человеком. Для нас, для христиан, это крайне важно. И важно, чтобы учитель, мастер боевых искусств был христианином не по названию — не подменял христианство ритуальным подходом, а всем своим сердцем искал Христа и свою любовь ко Христу передавал своим ученикам. Вот если эти условия сохраняются, то вопрос о приемлемости или неприемлемости того или иного вида боевых искусств не уместен.

Если же мы видим, что люди, преподающие восточные боевые искусства, реконструируют ту социокультурную среду, в которой они были созданы, и пытаются передавать своим ученикам некоторые псевдорелигиозные взгляды на мир, основанные, например, на китайской натурфилософии, а не на Божественном откровении, то участие в таких занятиях является дискуссионным, а может быть, и неприемлемым для православных христиан. В этом смысле, даже не вдаваясь в религиозные аспекты, можно видеть, что зачастую не имеющие доступ к чистой традиции восточных боевых искусств некоторые русские последователи пытаются реконструировать социокультурную среду их создания, чтобы получилось, по их мнению, «как на Востоке». И тут возникают нравственные противоречия. Возможный пример — нездоровый интерес к миропониманию японских самураев, когда служение становится доминирующим — не важно, какие нравственные последствия оно будет нести. То есть для самурая не существует проблемы нравственного выбора: нравственный выбор сделал его господин, задача самурая — просто реализовать порученное. Прививаемый такой скрытый нравственный посыл не вполне приемлем.

Очевидно, что спорту присуща соревновательность, и желание побеждать в честной борьбе, за счет своих успехов, наработок, мышечных усилий, пота и слез на тренировках — это естественно для спортсмена или практика боевых искусств. И тут встает вопрос — как сохранить мотивацию на победы и смиренное сердце православного христианина. И здесь требуется особая осмотрительность педагога, который должен научить своих ребят и тому, и другому.

Я с большой радостью отмечаю, что все больше и больше людей, занимающихся китайскими, корейскими, японскими боевыми искусствами, понимают эти проблемы и, совершенствуя свое спортивное мастерство, многие из них совершенствуют и свою душу. Именно в русской христианской традиции. Понимая, что в здоровом теле должна быть здоровая душа, но это требует серьезных и значительных дополнительных усилий, в том числе и за пределами зала или татами».