Повышение квалификации
Досуг

Вознесение: что это за праздник?

Вознесение: что это за праздник?

На сороковой день после Пасхи Церковь празднует Вознесение — праздник, загадочный для многих. Иисус прощается с учениками, но они радуются, Он говорит, что уходит, однако мы точно знаем, что Иисус с нами «до скончания века», Он возносится на небо, хотя это противоречит нашему опыту, ведь люди не летают. Что произошло в день Вознесения 2000 лет назад? Поговорим о богословском смысле праздника.

Ответ для взрослых и учителей

В Евангелии от Луки говорится, что Иисус Христос вознесся на небо некоторое время спустя после того, как воскрес, после того, как явился 11 ученикам и говорил с ними:

«И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк 24:50–52).

А вот в Книге Деяний тот же автор — ее тоже написал евангелист Лука — уточняет, что Вознесение состоялось через 40 дней после Воскресения (Деян 1:2–3). Вот слова Луки:

«Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1:9–11).

В этом описании — не только событие, но и реакция на него. Важно не только то, что происходит со Христом, но и то, как человек, верующий это воспринимает.

Итак, два ракурса.

Первый, объективный: Вознесение — это завершающий этап Искупления, Спасения человеческого естества. Рождество — это соединение с Богом поврежденной грехом и смертью природы. Воскресение — это исправление ее, прекращение действия закона смерти. А Вознесение — это обожение человека, когда он оказывается достойным войти в славу Божию. Иисус, будучи Богом, всегда пребывает с Отцом, и именно это — ведь Христос и Бог, и человек в одной ипостаси — позволяет Ему «поднять», «вознести» к Нему и человеческую природу, которая — стоит это подчеркнуть — теперь получает все свойства Божества.

Но есть и второй ракурс — точка зрения наблюдателя. Вознесение — это еще и то, что происходит в душе верующего, его духовная, интеллектуальная работа. Вознесение — это когда верующий принимает Иисуса Христа во всей полноте богословского образа. Например, Его нельзя уже воспринимать как обычного человека, хотя бы и очень близкого, дорогого, ведь Он еще и Бог. Именно в этом смысл — так говорят толкователи — слов Иисуса, обращенных к Марии Магдалине, встретившей Его в утро Воскресения:

«Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20:17).

Мироносица желала прикоснуться к любимому Учителю, в то время как перед ней стоял Творец Мира и Спаситель. А вот ангелы, явившиеся апостолам, наставляют их в другом: не стоит думать, что если Иисус вознесся как человек, то Он не остался со своей Церковью, не пребывает в ней как Бог, и в силу единства ипостаси, и как человек тоже. Более того, именно как телесный человек — для всего мира очевидным образом — Он явится в конце времен. Так что Вознесение — это окончательное спасение, преображение, уподобление Богу человеческой природы, а еще наше духовное участие в этом событии.

Когда мы осмысляем невыразимое событие спасения нашей природы, то используем не только философские категории, но и интуитивно понятные всем образы — например, образ неба и телесного вознесения на него. Впрочем, считать, что это только метафоры тоже неправильно. Многие древние и средневековые христиане верили, что Иисус поднялся выше небесного свода и пребывает там словно в небесном храме. Другие верующие понимали Вознесение исключительно духовно. Для нас же важно, что «вознесение» — это попытка описать неописуемое.

Ответ для школьников

Когда мы разбираем сложные понятия религии, богословия (науки о Боге), нам может помочь поэзия — она тоже говорит на языке образов, которые вовсе не похожи на вещи из нашей повседневной жизни. В реальном мире мяч — вспоминаем стихотворение Маршака — не может быть веселым, не может скакать как лошадь и прыгать как заяц, а вот в поэзии может, потому для мальчика мячик живой. В стихотворении Эмили Дикинсон так описывается обычная метель:

Небо ниже — чем облака.
Падая, хлопья снега
Валятся в грязь и на дома,
Не замедляя бега.

Обратим внимание только на один образ: в каком смысле небо ниже, чем облака? Ведь это невозможно, это противоречит здравому смыслу — мы видим облака именно потому, что они в самой нижней части атмосферы. Но поэт хочет сказать, что небо, словно какое-то живое существо, прорывается к нам через толщу облаков, хочет быть ближе к нам. Мы узнаем не только о том, что идет снег, но и о том, как поэт переживает это событие — как что-то теплое, ласковое.

Когда Священное Писание говорит, что Иисус вознесся или взошел на небо, оно тоже имеет в виду не только то, что на самом деле произошло, но и то, что чувствовали апостолы. Что произошло? Бог сделал человека в лице Иисуса равным Себе, а вместе с ним и всех людей — теперь, если захотим, мы можем быть всемогущими, вездесущими, всеведущими, бесконечными и бессмертными — звучит фантастично, но это именно то, что подарил нам Иисус. А когда пытаешься сказать о чем-то реальном, но при этом совершенно непонятном, о том, что человек никогда не слышал, подбираешь слова так, чтобы и получилось что-то непонятное и небывалое. «Мама, я видел собаку размером со слона» — это значит, что я никогда не видел такой большой собаки. Ведь Иисус не просто незаметно пропал — так умеют и фокусники, мы знаем. Его не подняли на невидимых веревочках — видали мы театральные постановки. Иисус сделал то, что человек сделать не может и никогда не сделает. Апостолы почувствовали это и на языке поэзии, языке невыразимого, сказали об этом.

Ответ… для всех

О Вознесении именно потому и тяжело говорить, что это событие с трудом поддается описанию — словно оно произошло в какой-то иной вселенной… В том-то и дело, что оно произошло здесь, с нами, на этой земле. Бог и правда настолько возлюбил мир и человека, что Сам стал человеком, проделал вместе с нами путь земных страданий, изведал смерть, победил ее и бессмертную, преображенную человеческую природу ввел в чертог божества — прекрасную, чистую, вечно молодую. Если мы последуем вслед за Ним, воспользуемся Его даром, то, конечно, поймем и слова Священного Писания.

Понравился материал? Поддержите нас!
Все материалы создаются благодаря пожертвованиям наших читателей. Журнал «КлеверЛаб» — некоммерческий проект, ваши пожертвования дают возможность создавать больше материалов про воспитание и образование наших детей.
Поддержать
От редакции
Мы продолжаем собирать вопросы, которые задают дети на уроках по предмету «Основы православной культуры» (ОПК) и на которые, быть может, нелегко ответить учителю.
Напишите нам: redactor@clever-lab.pro
Поддержать