Повышение квалификации
Подборки

Учителя — герои в кино и в жизни

Учителя — герои в кино и в жизни

От всей души поздравляем педагогов с Днем учителя! Хотим пожелать вам, чтобы в сердцах ваших учеников образ учителя остался светлым, добрым. Чтобы ваши выпускники вспоминали о вас с любовью и безграничным уважением. И обязательно приходили в гости, звонили, поздравляли с праздниками, радуя своими успехами и достижениями.

Об учителях и школьных годах у нас в стране снято немало прекрасных, добрых, берущих за душу фильмов. «Доживем до понедельника», «Большая перемена», «Это мы не проходили», «Ключ без права передачи» и много других. Мы все знаем их практически наизусть, но, пересматривая, всё равно нет-нет да и сделаем вид, что «соринка в глаз попала»… Образ любимого учителя, вырубленный в граните отечественного кинематографа, будет ориентиром и образцом для подражания еще многим поколениям выпускников педагогических вузов. Да что там говорить, благодаря ему многие школьники и выбрали своей профессией нелегкую миссию наставничества.

Но учителей любят и почитают не только в нашей стране. И в мировом кино есть свои киногероические учителя, по которым будущие педагоги далеких стран сверяют свои нравственные ориентиры. Мы подобрали для вас несколько фильмов, герои которых, ваши иностранные коллеги, преодолевают трудности, которые по большей части везде одинаковые, на пути к своей главной цели — дать своим ученикам необходимые в их жизни знания и воспитать в них главные человеческие качества.

Примечательно то, что у героев большинства этих фильмов есть прототипы в реальной жизни. Так что отчасти эти картины можно считать «обменом опытом».

«Перед классом», 2008

Студии: Hallmark Hall of Fame Productions и McGee Street Productions Inc. Режиссёр: Питер Уэрнер

«Перед классом» — это история о том, что сильного духом человека ничто не в состоянии остановить на пути к его заветной мечте, даже неизлечимое заболевание. Больной редким синдромом Туретта, вызывающим неожиданный тик мимических мышц и голосовых связок, Брэд Коэн мечтал стать учителем, что с его болезнью казалось просто невозможным. Каждый шаг на пути к цели становится непреодолимым на первый взгляд квестом — сначала надо получить образование, что уже само по себе равносильно подвигу в его положении. Но диплом еще не гарантирует работу — мало кто из школьных директоров отважится взять на службу педагога с проблемной речью и мимикой. Но упорство и несгибаемая воля Коэна не только помогли ему воплотить свою мечту в реальность, но и отчасти исцелили его самого и помогли многим его ученикам поверить в себя. Стоит отметить, что фильм снят по автобиографической книге Брэда Коэна, а он сам и его жена сыграли в нем небольшие роли.

«Писатели свободы», 2006

Студии: Double Feature Films, Jersey Films, Kernos Filmproduktionsgesellschaft & Company, MTV Films и Paramount Pictures. Режиссёр: Ричард ЛаГравенес

Еще одна автобиографическая история о педагогическом подвиге. Книга «Дневник свободных писателей» Эрин Грюэлл, по которой снят этот фильм, перевернула американскую систему образования. Шел 1994 год. Прошла всего пара лет со времени лос-анджелесского бунта, но расовые вопросы стоят по-прежнему остро. Молодая учительница английского языка устраивается на работу в школу, расположенную в одном из далеко не благополучных районов города. Эрин Грюэлл достался самый трудный класс, состоящий сплошь из неуправляемых отъявленных хулиганов, ко всему прочему, довольно плохо говорящих на неродном для них английском. Подружить учеников и доказать подросткам, что каждый из них сможет добиться много в жизни — на первый взгляд невыполнимая задача для молодого педагога. Но не для упорной Эрин Грюэлл.

«Триумф: История Рона Кларка», 2006

Студии: Alberta Film Development Program of the Alberta Foundation for the Arts, The, Alberta Film Entertainment, Granada Entertainment USA, Johnson & Johnson Spotlight Presentations, Magna Global Entertainment и Old Beantown Films. Режиссёр: Рэнда Хейнс

Тема учителя, которому достаются неблагополучные дети в неблагополучной школе неблагополучного района города, весьма популярна в западном кинематографе. Тем интереснее смотреть, как раскрываются в этой непростой ситуации все скрытые таланты педагога — как он сможет заслужить доверие учеников, как ему удастся «перенастроить» их, открыть в них лучшее. Рон Кларк работал учителем начальной школы в небольшом городке Северной Каролины. Однажды он оставил провинцию, приехал в Нью-Йорк и занялся преподаванием в одной из школ Гарлема, где учились дети из самых неблагополучных семей. Рон далеко не сразу, но всё же сумел пробудить интерес к знаниям у своих учеников, стал для них старшим другом и помощником в решении даже сложных личных и семейных проблем. И в этом случае у героя фильма, Рона Кларка, есть реальный прототип с тем же именем, история которого и легла в основу сюжета.

«Класс», 2008

Студии: Agence Nationale pour la Cohésion Sociale et l’Egalité des Chances (ACSE), Antenne-2 (A2), Canal+ [fr], Centre National du Cinéma, Ciné Cinémas, Cofinova 4, Fonds Images de la Diversité, France 2 Cinéma, Haut et Court, Procirep, Programme MEDIA de la Communauté Européenne, Région Ile-de-France и Soficinéma 3. Режиссёр: Лоран Канте 

Еще один разношерстный «Класс». В российских школах сегодня тоже становится немало детей мигрантов, не вполне уверенно говорящих по-русски, со своими особенностями национального воспитания и менталитета. Французский фильм, номинировавшийся на «Оскара», описывает один год из жизни учителя Франсуа, в течение которого он преподавал французский язык детям из рабочего квартала Парижа. Большинство ребят родились за границей, всё в них было разное — манера поведения, одежда, восприятие мира. Франсуа старается завоевать доверие своих учеников, но его прямота порой кажется им то грубоватой, то жеманной. Постепенно, по крохам, своим вниманием к их проблемам и участием Франсуа располагает их к себе. Фильм основан на автобиографическом романе французского писателя и актера Франсуа Бегодо. Он же сыграл в фильме главную роль.

«Хористы», 2004

Студии: Banque Populaire Images 4, Canal+ [fr], Centre National de la Cinématographie (CNC), CP Medien AG, Dan Valley Film AG, France 2 Cinéma, Galatée Films, Novo Arturo Films, Pathé Renn Productions, Procirep и Vega Film AG. Режиссёр: Кристоф Барратье

Учителя музыки Клемана Матьё преследуют неудачи. Лишившись работы, он как за соломинку хватается за вакансию в интернате «Дно пруда», где живут и учатся неблагополучные подростки. Директор учебного заведения Решан — сторонник жёстких мер по отношению к воспитанникам, но политика кнута не работает — чем больше он их наказывает, тем больше они хулиганят.

Матьё же — человек добрый и открытый, искренне увлечённый своей работой. Он находит то, что объединяет детей, заражает их общей идеей. Несмотря на насмешки подростков и ледяной скептицизм коллег, он организовывает в интернате хор. Это становится тем, что даёт проявиться творческому началу в его учениках и, наконец, помогает им «перерасти» хулиганский период.

«Тренер Картер», 2005

Студии: Coach Carter, Expedition Films, MMDP Munich Movie Development & Production GmbH & Co. Project KG, MTV Films и Tollin/Robbins Productions. Режиссёр: Томас Картер

Учителям физкультуры, а в западной системе школьных координат — тренерам, тоже приходится стоять перед непростым педагогическим выбором. «Тренер Картер» — подростковый спортивный биографический фильм, рассказывающий о реальном Картере, который тренировал баскетбольную команду средней школы Ричмонда. Сам Кен Картер 30 лет назад играл за эту же команду «Ричмонд Ойлерс», а став тренером, уверенно повёл своих ребят к победе. Спустя половину сезона они непобедимы и рвутся к новым высотам.

Но внезапно Картер прерывает победную серию своей команды, отказываясь выставлять их на следующие игры. И всё это из-за плохой общей успеваемости в школе. Это решение вызвало бурные дебаты в США, где давно укоренилась традиция прощать хорошим игрокам их крайнее невежество и низкие оценки.

«Опус мистера Холланда», 1995

Студии: Hollywood Pictures, Interscope Communications, PolyGram Filmed Entertainment и The Charlie Mopic Company. Режиссёр: Стивен Херек

От учителей физкультуры — снова к учителям музыки. Фильм примечателен уже тем, что заглавную песню в нем исполняет Джулиан Леннон, сын легендарного Джона Леннона.

Сюжетная линия фильма растянулась на целых 30 лет, а началась в золотую эпоху рок-н-ролла 1960-х. Музыкант Гленн Холланд, жизнь которого — одни сплошные гастроли, после женитьбы решает осесть на одном месте и передать свою любовь к музыке детям.

Он устраивается учителем музыки в местную школу и меняет академические основы своего предмета, включая в материал мелодии джаза и рок-н-ролла. Постепенно к нему приходит слава прекрасного педагога. Всё бы хорошо, если бы не страшный удар судьбы — будто бы в насмешку, его сын Коул рождается глухим. Постепенно Холланд всё больше отдается работе, что, казалось бы, хорошо, но отдаляется от разочарования, которым стала для него семья, что, несомненно, плохо. Однако однажды ему предстоит осознать и исправить собственные ошибки.

«Общество мёртвых поэтов», 1989

Студии: A Steven Haft Production, Silver Screen Partners IV, Touchstone Pictures и Witt/Thomas Productions. Режиссёр: Питер Уир

И один в поле воин. В этой оскароносной драме Робин Уильямс играет эксцентричного преподавателя литературы Джона Китинга, устроившего революцию в одной отдельно взятой чрезмерно консервативной престижной американской школе для мальчиков. Правила этого заведения непреложны, учителя затянуты в невидимый корсет строгости, надменности и жёстких ограничений, а ученики должны быть прилежны и покорны. Китинг учит детей смотреть на мир свободно — он объясняет им, насколько скоротечна жизнь, а любой наставник должен служить своему ученику, помогая тому развиваться. Китинг переворачивает жизнь чопорного общества школы с ног на голову.

«Улыбка Моны Лизы», 2003

Студии: Red Om Films и Revolution Studios. Режиссёр: Майк Ньюэлл

Переносимся из элитной школы для мальчиков в колледж для девочек, в котором Джулия Робертс находится между молотом нахлынувших с послевоенной жаждой жизни свобод и наковальней консервативных устоев патриархальной Америки. Можно искать в фильме вместе с некоторыми кинокритиками очередную реинкарнацию идеи о женской свободе, но фильм не об этом. Это столкновение двух разных миров — либерально-феминистического и консервативного — служит лишь фоном и средством для иллюстрации других, более значимых проблем человеческого общества. Таких, например, как ценность и понимание искусства. Благодаря сомнительным «шедеврам» современных художников этот вопрос сейчас актуален как никогда. «Это красиво? Это искусство?» — спрашивает у студенток Кэтрин, они смотрят на картину и не могут дать однозначный ответ. Он становится понятен лишь к концу фильма: оказывается, у искусства нет рамок, нет канонов и общепринятых границ, искусство — это красота, которая заставляет человека думать, чувствовать, анализировать. Но самый главный вопрос, который фильм исподволь ставит перед зрителем, — это вопрос смысла человеческой жизни…


И, немного отдельной главой, мы хотим вспомнить фильмы, в которых, может, и нет школы как таковой — с партами, классами и звонками, но есть школа жизни, а в ней тоже есть свои учителя, и их наставничество тоже заслуживает быть воспетым. Вот пара прекрасных фильмов об учителях, воспитателях, наставниках в широком смысле этого слова:

«Сотворившая чудо», 1962 год

Студия: Playfilm Productions. Режиссёр: Артур Пенн

Автобиографическая история слепоглухой американки Хелен Келлер наделала много шума сначала на театральных подмостках (лауреат премии «Тони» в пяти номинациях), а затем на киноэкранах (два «Оскара» и множество других кинопремий). Перенеся в детстве серьёзную болезнь, девочка стала слепоглухой, что, как казалось, лишило её не только возможности говорить, но и возможности интеллектуально развиваться. Ее считали слабоумной. Однако после встречи с уже взрослой Хелен Келлер Марк Твен отметил, что он знает только двух великих людей — это Наполеон и Хелен Келлер. Как же получилось так, что Хелен Келлер стала не только первым в мире слепоглухим человеком, получившим высшее образование, но и сценаристом, а также знаменитой писательницей? А всё потому, что на ее жизненном пути ей сильно повезло с воспитателем.

«Умница Уилл Хантинг», 1997

Студии: Be Gentlemen Limited Partnership, Lawrence Bender Productions и Miramax Films. Режиссёр: Гас Ван Сент

20-летний вундеркинд из Бостона Уилл Хантинг (Мэтт Дэймон) обладает феноменальными врожденными способностями, позволяющими ему делать открытия в новейших областях математики, но то и дело ввязывается в неприятные истории. И когда полиция арестовывает его за очередную драку, профессор математики (Робин Уильямс) берет его под свою опеку. Сеансы «перевоспитания», начавшиеся с недоверия, постепенно перерастают в дружбу между Уиллом и его наставником. Два «Оскара» и «Золотой глобус».

О чем говорят нам все эти фильмы? О том, что хорошие, «горящие» своей профессией, нашедшие себя в своем призвании люди есть везде. И искренняя забота о подрастающем поколении — это то, что нас объединяет, а не разъединяет. С праздником, дорогие учителя!

Понравился материал? Поддержите нас!
Все материалы создаются благодаря пожертвованиям наших читателей. Журнал «КлеверЛаб» — некоммерческий проект, ваши пожертвования дают возможность создавать больше материалов про воспитание и образование наших детей.
Поддержать
От редакции
Мы продолжаем собирать вопросы, которые задают дети на уроках по предмету «Основы православной культуры» (ОПК) и на которые, быть может, нелегко ответить учителю.
Напишите нам: redactor@clever-lab.pro
Поддержать