Духовный смысл Сретения, которое празднуется сегодня, состоит во встрече человека с Богом. Но к вере можно прийти по-разному: сквозь сложные духовные поиски, благодаря семье или друзьям. А можно — через образование: через получение новых знаний, преподавание в школе или вузе.
В нашем третьем материале о Сретении, мы беседуем с Вероникой Пузовой, которая на пути ко Христу прошла через сложные внутренние поиски и получение духовного образования, а потом стала преподавать в воскресной школе, которую посещала в детстве.
Вероника Пузова, преподаватель воскресной школы при храме мучеников Адриана и Наталии (Москва): «В юном возрасте лучше выбирать практическую специальность, духовное образование — оставить на потом».
– Вероника, в детстве вы ходили в воскресную школу. Не очень частый выбор для советского ребенка. Как так вышло?
– Действительно, я из поколения рожденных в СССР, детство мое было пропитано, как и у многих, «учением дедушки Ленина». Тем не менее, когда глядела на небо, на солнце, на всю эту красоту мира, какое-то чувство глубокой убежденности в том, что у этого всего есть Творец, было всегда. Это позже, уже будучи взрослой, я прочту у святителя Иоанна Златоуста, что «на всем видимом написано свидетельство о Невидимом», в детстве же это было неким подспудным ощущением.
– Что было дальше?
– Когда мне было семь лет, очень тяжело и надолго заболела моя мама. Повзрослеть пришлось очень рано. Одновременно с этим я в возрасте 8–9 лет по собственному желанию пришла в церковь и в детскую воскресную школу. У меня была очень сильная просьба-молитва к Богу о том, чтобы выздоровела моя мама.
Мама, к сожалению, не выздоровела. Но воскресная школа дала мне очень многое! И даже не в плане знаний, хотя и они очень важны, а в смысле четкого знания о Всевышнем, о Его всемогуществе и любви. Закон Божий нам преподавал очень хороший священник, который своим примером являл вот эту силу веры, устремленность к Богу. Слова его, как вспоминаю, были совсем простые, но что-то было, что больше слов, глубокая убежденность в Истине. И вот именно это стало очень важной вехой в моей жизни, на которую я не раз опиралась в трудные моменты.
– Но вы продолжили духовные искания?
– В период с 17 и до 22 лет я вникала в различные религиозные учения и духовные практики, периодами очень погружаясь в изучение психологии, ее различных методов и анализов. Позже я стала вникать и в родное православие, и у меня открылись глаза на его неотмирную красоту, мудрость и удивительную глубину. В нем есть ответы на все вопросы.
Я увидела, насколько православие добрее всех остальных религий и мудрее любого ответвления психологии. Психология показалась мне маленькой верхушкой айсберга в сравнении с сокрытой от глаз глубиной сердца, в которую нас призывают погрузиться Святые отцы и Священное Писание. И началось мое осознанное вхождение в православие.
Трудностей и скорбей у меня в жизни было много. Была тяжелая травма, с операцией и клинической смертью, вследствие которой мне пришлось кардинально менять свою профессию (я училась на криминалиста) и переосмыслять очень многое в жизни, было также и многое другое. В этом всем — мы ближе познаем Бога. Но не только в этом. У меня убеждение, что Бог каждого из нас призывает к себе сам. Своими путями. Просто мы не сразу откликаемся, не сразу слышим его.
– Вы сказали, что учились на криминалиста, а потом сменили профессию. Чем вы занимаетесь сейчас?
– Я освоила профессию в сфере графического дизайна и сейчас могу послужить этим Богу, создавая детские православные пособия. В сильно взрослом возрасте училась на курсах в ПСТГУ и в МДА, стала преподавать в воскресной школе нашего храма: в той самой, в которую ходила, будучи маленькой девочкой.
– Как вы думаете, молодому христианину обязательно иметь духовное образование или стремиться к нему?
– Я не стала бы молодым людям рекомендовать обучаться в этих учебных заведениях с нуля. Мое мнение субъективно, но все же: нужна база жизненного опыта и умение отделять зерна от плевел, тогда духовное образование пойдет на пользу. В юном возрасте лучше выбрать более практичную специальность.
Само по себе вхождение в храм — это только начало начал. А далее — лествица, с каждой ступени которой можно упасть очень низко. Чем дальше живешь, тем глубже понимаешь, что ты, собственно, ничего еще не обрел, не сделал, не выполнил как должно. Этот процесс будет идти до самого последнего часа нашей жизни. И в этом, наверное, и есть путь к Богу, обретение Его в своем сердце, когда мы понимаем, что без Него — и нет ничего, и нас самих нет.