Актер Юрий Макеев, основатель Театра Вкуса — постоянного резидента театра «Практика» в Москве, а также Петровского Деревенского Театра в Смоленской области, — о том, как важно уметь радоваться, помнить свои корни, держаться за семью и иметь возможность не покидать малую родину.
На спектаклях Театра Вкуса творятся удивительные вещи: то французская семья выпекает хрустящий хлеб в маленькой пекарне, то Мечтатель отправляется к Северному полюсу на корабле из стульев, стремянки и клюшки, то три отца-богатыря рассказывают сказки. Зрители — дети и их родители — становятся активными участниками представлений и выходят на сцену в ролях сказочных зверей, друзей Мечтателя и даже папы-инженера, летят на самолете в Париж в гости к семье пекаря.
Два с лишним часа все смеются над по-настоящему хорошими шутками, погружаясь в атмосферу любви к свои близким, своей истории и традициям. Профессиональный актер Юрий Макеев придумал Театр Вкуса в 2009 году, собрал команду таких же увлеченных людей, а сам с семьей переехал из Москвы в деревню Петровка Смоленской области, чтобы жить на природе и строить еще один театр, но уже для местных жителей.
— Почему вдруг Театр Вкуса, откуда такое название?
— По профессии я не только актер театра и кино, но и повар-кондитер, технолог общественного питания и ресторатор. Так что для меня кулинария — выразительное средство повествования, предлог поговорить о чем-то важном. Поэтому у меня и родилась идея создания именно кулинарного театра как дела, которое позволит мне стать независимым от продюсеров и режиссеров артистом. Собственные театр — это трибуна, место, где ты можешь говорить. А я всегда хотел говорить о семье и о доме. Это то, что меня волнует, это моя боль, моя мечта, моя радость.
Допустим, на сцене готовит пиццу итальянская семья. Но спектакль ведь не про пиццу, а про эту семью. Почему они замешивают тесто? Какие символы, какие смыслы в это закладывают? Белая моцарелла — как душа, она должна быть чистой; помидоры — как кровь, кровь наших предков; а зеленый базилик — это природа. А это всего лишь пицца Маргарита.
Наш девиз «Театр, дом, семья»!
— Почему важно рассказывать о доме и семье? Какую идею вы хотите донести до зрителей?
— Однажды я оказался в Соловецком монастыре. Там я впервые исповедался и причастился. Потом вернулся в Москву, и меня осенило — я хочу говорить только о том, что касается семьи. В тот момент я был готов подходить к каждому бизнесмену, важному и неважному человеку и говорить: «Дружище, пожалуйста, береги свою семью, своих родителей, свою любимую жену, прощай их, извиняйся сам!»
Есть такое выражение «Семья — малая церковь». Это то место, где ты начался, где ты перейдешь в другую форму и потом найдешь свое продолжение. Сколько бы каждый подросток ни бил себя в грудь и ни говорил: «Я — независимый, я — самостоятельный, а вы все — дураки!», сколько бы мы сами ни говорили это в свое время родителям, но нас бы просто не было без семьи. И я имею в виду не только про маму с папой. За нами стоят тысячи и тысячи людей, наши предки, без которых нас бы не было. Это как корни у дерева. Многие поколения дали нам самое важное — возможность жить, и мы продолжаем это делать.
В свое время меня это открытие поразило! То есть я понял, что моя история началась не с мамы и не с бабушки, и не с трешки в центре города… И тогда, собственно говоря, появился ключик к этому театру.
— Ваши спектакли рассказывают о наших корнях — о традициях, о русском фольклоре, о взаимоотношениях с родителями и друзьями. Вы бы хотели, чтобы театр чему-то научил, как-то повлиял на зрителей?
— Театр ничему не может научить. Вот от того, что вы зайдете в фитнес и увидите тренажеры, вы же не станете спортсменом? Нужна каждодневная работа над собой, преодоление. Люди, которые ходят в театр, они становятся лучше? Я не знаю…. Люди, которые читают книги, не совершают преступления? Мне кажется, совершают. Влияет ли спорт, культура на нас напрямую? Нет!
Но везде, где мы хотим совершенствоваться и узнавать, есть зернышки, посеянные Создателем мира. И они останутся в нас, потому что мы как полупроводники проводим через себя Его любовь. Наши спектакли — это тоже маленькое зернышко. Если все время что-то сеять, то что-то взойдет, и человек задаст себе вопрос: «А почему я это сейчас делаю? Я не хочу так делать. Я хочу быть хорошим человеком, хорошим отцом. Иногда проводить время со своим ребенком, а не только с партнерами, коллегами на встречах в кафешках и так далее».
Я всегда говорю: «Пожалуйста, приходите на спектакль с семьей, потому что наш театр не детский и не взрослый, он принципиально семейный». Я посвящаю свои спектакли детям, у которых тоже есть дети!
— 15 лет назад вы, коренной москвич, вместе с семьей переехали жить в деревню за 200 км от столицы. Сейчас вы строите там Петровский Деревенский Театр. Для чего он? Какие зрители приходят к вам? Зачем среди полей и ферм нужен театр?
— У нашего театра есть концепция «Просто так и так просто». В деревенский театр вы не купите билеты на спектакль. Вы придете просто так и так просто.
Я хотел бы, чтобы в такой театр приезжали мои друзья — актеры, музыканты, чтобы там проходили выставки, фестивали. Для чего? Чтобы местные мальчишки и девчонки в какой-то момент сказали: «Зачем нам уезжать в большие города? У нас здесь хорошо! Я могу на фестиваль, на поэтический вечер сходить. Отец, у тебя здесь ферма, ты стареешь. Давай я продолжу дело нашей семейной фермы».
Или так: «Я послушал один спектакль и подумал, что классно сделать маленькую кофейню. Я открою ее в поселке или возле дуба вагончик поставлю, или табличку повешу на своем уазике и буду варить там кофе».
Может, что-то поменяется! Я уже вижу, как другие люди из мегаполисов, путешествуя по миру, едут в глубинку. Кто-то из них учит детей, кто-то создает ремесленные мастерские, варит пиво, печет хлеб, сыр делает. Важно, чтобы земля не была ничейная, чтобы присутствовала Вера и сохранялись глубинные смыслы, заложенные нашими предками.
— Деревенские театры, летние дачные театры — это хорошая семейная русская традиция. Ставя спектакли, участвуя вместе в постановках, члены семьи и их друзья становятся ближе друг другу. Согласны?
— Летние театры — это всегда была некая форма, с одной стороны, развлечения, с другой — коммуникации. Создавая эти балаганчики на даче, люди просто иногда получали радость. Они радовались друг другу, хохмили, дурачились!
А я никогда не видел злых радостных людей. Обычно радостные люди очень добрые. И в этой доброте, в этой радости можно увидеть любовь!
Я, вообще, хотел бы всех взрослых дядей и тетей, которые одобряют и делают то, что происходит сейчас на нашей планете, превратить в пяти-шестилетних детей.
А дети всегда любят маму и папу, всегда думают, что родители будут жить вечно и что они тоже будут жить вечно, поэтому надо быть как дети, ибо дети, уверовав, знают, что их ждет… чудо.