Повышение квалификации
Досуг

Святой образ Дмитрия Донского в российской истории

Святой образ Дмитрия Донского в российской истории

21 сентября в России празднуют День воинской Славы, приуроченный к победе русского войска под началом князя Дмитрия Донского в битве на Куликовом поле.

Торжества, посвященные этому событию, уже несколько дней проходят как в музее «Куликово поле», специальную онлайн-экскурсию по которому для нас провел по этому случаю его директор, Владимир Гриценко, так и в православных храмах. А для некоторых храмов этот праздник — престольный. Как, например, для храма святого благоверного князя Дмитрия Донского в Раево (московское Медведково). Кто, как не служители этого Храма, сможет рассказать об образе великого русского князя, сыгравшего одну из самых значимых ролей в истории нашего Отечества и почитаемого в народе настолько, чтобы быть удостоенным канонизации. О том, что не вошло в учебники истории, но очень важно для понимания целостной картины ключевых, переломных событий в судьбе нашей Родины и осмысления духовно-нравственных ориентиров, в том числе, ученичества и учительства.

Иерей Александр Ильюхов, клирик Прихода храма святого благоверного князя Димитрия Донского в Раево:

,,

Московский князь Димитрий Иванович (1350-1389) вошел в историю как собиратель разрозненных Русских княжеств и правитель Русского государства, как победитель в битве на Куликовом поле, за что он и получил имя «Донской». Об этом сейчас, пожалуй, знает всякий, начиная со школьной скамьи или даже раньше. Князь справедливо ставится в пример, как патриот, мудрый правитель и смелый защитник своей Родины.

Между тем, Димитрий Донской — не только выдающийся исторический деятель, но и святой. Не все выдающиеся, пусть и достойные, исторические деятели были прославлены в лике святых и не все святые были историческими деятелями. И в личности Димитрия Донского такое сочетание не может не натолкнуть на размышления как о святости, так и об истории, а также многому научить.

Святые есть среди разных групп людей. Это мужчины и женщины, бедные и богатые, монахи и состоящие в браке, — они разные, поэтому их подвиг различен, но объединяет их всех любовь ко Христу, который и есть источник жизни, обновления и освящения человека. Многие святые остались известными Одному только Богу и поэтому даже не были официально канонизированы, что не умаляет их святости. Другие же в назидание и пример были явлены и канонизированы.

Князь Димитрий Донской был прославлен Церковью в 1988 г., но почитание его, как святого (упоминание о его святости во многих сказаниях, иконографические изображения, как святого) началось вскоре после его смерти.

Тот факт, что святые бывают из всех родов, званий и социальных слоев, свидетельствует, что спасает и губит человека не среда, не пост, который он занимает (или не занимает), а его отношение к Богу и ближнему, то, как он живет, что он в этой среде и на этом посту делает.

Прославление в лике святых — это не просто оказание почета, не дань памяти, оно имеет важное практическое значение: это свидетельство Церкви о святости человека. Таким образом, он ставится в пример другим верующим: этот человек в Царстве Небесном, надо брать с него пример. Особую важность и ценность имеет пример святого, занимающего высокий пост: внешняя среда не препятствие к святости. Ни власть, ни деньги, ни неизбежно сопряженные с этим соблазны не помешали этому человеку стать святым.

Поучиться у святого Димитрия можно многому. Он был верным и любящим мужем. Он, хотя и призывал зарвавшихся князей к порядку, но был человеколюбив, миловал и не применял силу из личной мести там, где этого уже не требовал государственный интерес.

Можно вспомнить и личное мужество князя: во время Куликовской битвы он пренебрег возможностью остаться в относительной безопасности и кинулся в самую гущу неприятельских войск.

В «Слове о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского» много сказано о благочестивой христианской жизни как самого Дмитрия Ивановича, так и его супруги Евдокии (преподобной Евфросинии Московской).

Памятник благоверному великому князю Димитрию Донскому и великой княгине Евдокии, в инокинях Евфросинии (фото: Нижегородская митрополия)

Как видно из жизнеописания святого Димитрия и из других источников (например, из жития преподобного Сергия Радонежского), Дмитрий Иванович обладал от природы резким и решительным характером, что порой приводило к конфликтам даже с таким человеком, как преподобный Сергий Радонежский, авторитет которого для русских людей был и остается непререкаем. Такой характер, однако, не помешал князю Димитрию стать святым. Святость — плод не безгрешности (без греха Один Бог), а подвига: того, как человек кается, как борется со своим грехом, как исправляет свою жизнь, и какой эта жизнь приносит плод.

Каждый раз Дмитрий Иванович каялся, когда оказывался не прав. Обладая властью, он сам не отдавал себя во власть своих чувств и эмоций, будучи правителем, сам советовался с опытными и духовными людьми. Наставниками святого Димитрия Донского были и святитель Алексий, митрополит Московский, и упомянутый уже преподобный Сергий, игумен Радонежский.

На этом моменте и хочется остановиться подробнее. Дар ученичества, возможно, ещё более важен, чем дар учительства. Учитель не может учить, если сам не научится. К тому же учителем становится не всякий, а учиться должны все.

Сложно найти человека, который никогда ничему не учился, но учиться можно по-разному. Можно нахватавшись общих сведений, проскакав по верхам, начать скоропалительно закрывать для себя вопросы один за другим, каждый раз убеждая себя в своей правоте, а можно поступать так, как поступают умные люди: учиться у более опытных и учиться всегда. И святой Димитрий Донской подает именно такой пример, а его резкий характер и занимаемый им высокий пост лишь подчеркивают эту его добродетель.

Послушание и ученичество — это не превращение человека в бездушную машину, винтик в механизме или кирпич в стене, это, в первую очередь, отказ от эгоизма, который есть совокупность и краткое название всех грехов. Вместе с тем истинных учителей Господь ставит из тех, кто учится, и ставит именно Он, а не тот, кто назначил сам себя, как и говорить имеет право тот, кто умеет слушать, а не тот, кто громче всех кричит. Именно его слова возымеют должное действие на слушателей.

Преподобный Сергий Радонежский благословляет Димитрия Донского на битву. Литография XIX в.

Благодаря этому умению слушать, а также при поддержке и по благословению преподобного Сергия, святой Димитрий смог донести до правителей разрозненных русских княжеств мысль о необходимости объединения русских людей против внешних врагов, высшей точкой которого стала Куликовская битва. Объединение русских земель и русских князей было не ради какой бы то ни было выгоды, не из страха перед самым сильным, что неминуемо со временем привело бы к новым раздорам и шатаниям, а ради защиты Православной веры. Это подтверждалось не только благословением преподобного Сергия, но и примером жизни самого князя Димитрия.

Завершить хотелось бы следующей мыслью.

Известный поединок Пересвета с татарским воином Челубеем имеет большое духовное значение и важен в контексте этих рассуждений.

Посылая для укрепления войска Дмитрия Ивановича двух своих иноков, в прошлом известных воинов-бояр: Александра Пересвета и Андрея Ослябю, преподобный Сергий, постриг их в схиму* и сказал им, что схимническое облачение будет им вместо воинской брони.

Челубей был не только сильным воином, но и колдуном, практиковавшим магические ритуалы, и в татаро-монгольском войске считался неубиваемым, что в глазах татар подтверждалось его многочисленными победами.

Пересвет же перед поединком, хотя был опытным и сильным воином, по напутствию преподобного Сергия вместо шлема и доспехов надел монашеское облачение. Устремившись друг к другу с копьями наперевес, воины поразили друг друга. Пересвет, смертельно раненный, остался в седле и смог доехать до русского войска, где и скончался на руках у своих друзей. Челубей же оказался выбитым из седла (что по правилам поединка означало поражение) и, к ужасу татаро-монгол, был убит. Это видимым образом указало на духовную победу православного воинства, и было воспринято как чудо, как и многое другое, оставленное в этой заметке за скобками.

«Подвиг Пересвета», художник Евгений Демаков. 2015г., холст/масло, 130×200 см.

Пример Димитрия Донского, святого и князя, показывает очень многое: и часто упоминаемую роль личности в истории, которая в переломные моменты неимоверно возрастает, и то, что святость возможна на любом месте и в любом звании, и, кроме всего прочего, то, что Господь (а победу на Куликовом поле, как и многое другое в нашей истории, иначе как Божиим чудом не назовешь) даёт Свою помощь в ответ на человеческие усилия, на подвиг, которому место не только на поле брани видимой, но и духовной.


*Схима (от древнегреч. «образ») — это торжественный обет православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения, высшая ступень православного монашества.

Понравился материал? Поддержите нас!
Все материалы создаются благодаря пожертвованиям наших читателей. Для регулярной оплаты авторов, дизайнеров и работы сайта нам нужна Ваша поддержка. Журнал «КлеверЛаб» - некоммерческий проект, ваши пожертвования дают возможность создавать больше материалов про воспитание и образование наших детей.
Поддержать
От редакции
Мы продолжаем собирать вопросы, которые задают дети на уроках по предмету «Основы православной культуры» (ОПК) и на которые, быть может, нелегко ответить учителю.
Напишите нам: redactor@clever-lab.pro