Повышение квалификации
Образование

Школа, которая воспитывает – выбор эстонских родителей

Школа, которая воспитывает – выбор эстонских родителей

В России продолжается эксперимент с введением религиозного компонента в общее школьное образование. Сторонники окончательного закрепления курса ОРКСЭ в школьной программе часто апеллируют к европейскому опыту, где распространены не только специальные религиозные школы, но и религиозное образование в муниципальных, государственных учебных заведениях.

Со школьным религиозным образованием в таких странах как Польша и Ирландия, где до сих пор сильны позиции Католической церкви, всё более или менее понятно. Однако, религия находит своё место в школах таких атеистических стран как Чехия и Эстония

Соучредитель таллинской школы св. Иоанна Богослова, ассоциированный профессор Тартуского университета Ирина Пярт рассказывает, что при открытии школы «2/3 учеников были из невоцерковлённых семей. … А сейчас пропорция изменилась: у нас 2/3 учеников, которые как-то связаны в семье с религиями, и 1/3 – которая не связана, но они принимают все ценности и позицию школы в отношении церкви».

Почему так происходит? Обычно в качестве аргумента приводят традиционно высокое качество образования в религиозных, монастырских,  орденских и т.д. школах. Однако, И. Пярт рассказывает, что многие родители ценят в христианских школах именно воспитательный аспект.

«В христианских школах, действительно, большое значение придается воспитанию. Дети находятся под присмотром, и какие-то явления, которые в обычных школах происходят (например, травля, буллинг) в связи с тем, что у учителей нет такой обязанности заниматься воспитанием, в частных христианских школах просто невозможны. Есть постоянное внимание этому». 

Чем религиозное образование отличается от технического, гуманитарного или творческого? Тем, что именно здесь «Образование» предстаёт в своём изначальном смысле, который вкладывали в него в классической древности — формирование личности, ведение личности через процесс созревания и взросления. Таким образом, смысл религиозного образования – не научное знание о религии и догматах, но морально-нравственное воспитание детей в соответствии с Заповедями и идеалами той или иной конфессии.

Воспитательный характер религиозного образования накладывает свой отпечаток и на сам процесс обучения, форму подачи материала по всем, без исключения, предметам. 

«Когда создаётся школьная концепция, продумываются все предметы в их связи с этой общей концепцией. И с самого начала этот вопрос мы продумывали, прописывали эти программы, обсуждали. Конечно, в каждом предмете есть своя предметная область, но есть так же и скрытые программы, которые в нашем случае, конечно же, имеют под собой христианское основание, и каждый предмет, в своей степени, каждый вопрос по-своему решает».

Выход представляется, как простой по принятию, так и сложный по исполнению – пронизать религиозными идеалами, высокими христианскими моральными принципами каждый предмет, каждую форму или каждый исторический пример.

«Замечено многими, физика, математика и все точные науки, если их преподает верующий человек, несут в себе этот отпечаток. Очень важно в предметах, не связанных с религией, чтобы учитель делил с детьми свой энтузиазм в отношении к этому предмету. Любой предмет, в конце концов, может привести человека к Богу, потому что это всё связано с творением».

Такой подход не только вызывает меньшее отторжение у родителей, но и способствует истинно религиозному воспитанию учащихся. Как подчёркивает И. Пярт, «на самом деле, когда всё, что касается религиозного мировоззрения, собрано только лишь в одном предмете — всё потеряно… У нас нет предмета, на котором мы изучаем Бога или религию. Вся школа живет этим».

В христианских школах дети не только приучаются к дисциплине путём определённых школьных правил (молитва перед учёбой, завершение школьного дня исполнением гимна и т.д.), но и вовлекаются в те доверительные братские отношения, которые так необходимы в подростковом возрасте и которые с такой теплотой вспоминаются десятилетия спустя. Так получилось, что страна, стремящаяся избавиться от советского прошлого, намного раньше вернула в систему образования воспитательный элемент, отвечая на общественный запрос. И нашим школам неплохо было бы изучить положительный опыт соседей. 

Алексей Балашов

Понравился материал? Поддержите нас!
Все материалы создаются благодаря пожертвованиям наших читателей. Для регулярной оплаты авторов, дизайнеров и работы сайта нам нужна Ваша поддержка. Журнал «КлеверЛаб» - некоммерческий проект, ваши пожертвования дают возможность создавать больше материалов про воспитание и образование наших детей.
Поддержать
От редакции
Мы продолжаем собирать вопросы, которые задают дети на уроках по предмету «Основы православной культуры» (ОПК) и на которые, быть может, нелегко ответить учителю.
Напишите нам: redactor@clever-lab.pro