Ко Дню российского кино поговорили с Александром Архиповым, сценаристом, режиссером, главным редактором кинокомпании СТВ, о буме детского кино в нашей стране.
— Последние несколько десятилетий шли разговоры, что мы разучились снимать хорошее детское кино. Кто-то сетовал на отсутствие идеи, кто-то — на недостаточную материальную базу… И вот, похоже, настал момент, когда мы можем говорить о подъеме этого жанра. Как вы считаете, что привело к такому результату?
— Для нас этот взлет не является неожиданным — кинокомпания СТВ всегда делала детское кино, на протяжении всей своей истории. В этом году мы отмечаем двадцатилетие богатырской трилогии: в декабре 2004-го вышел в прокат мультфильм «Алеша Попович и Тугарин Змей». Три года назад мы выпустили первую нашу большую киносказку — «Конек-Горбунок», в прошлом году — «По щучьему велению». 24 октября стартует «Огниво», а 1 января 2026-го — «Горыныч». Так что мы в этой ситуации не вдруг оказались.
Очевидно, что подъем семейного кино связан с тем, что государство стало поддерживать это направление. Семейное кино всегда считалось дотационным: ведь даже в сравнении с высокобюджетными взрослыми лентами детское кино — дорогостоящее. А теперь, кроме Минкульта, всегда поддерживающего это направление в кинопроизводстве, появились целевые программы Фонда кино, появился Институт развития интернета, возникло много дополнительных возможностей. Ну а дальше, естественно, произошел кумулятивный эффект.
Но эти семена упали в очень хорошую, удобренную почву, в благодатную. Я не знаю другой страны, где существует такая же мощная кинематографическая культура сказок, как в России! И я очень рад и горд иметь отношение к тому, что эта советская кинотрадиция получила второе дыхание. При этом далеко не все, что в этой области происходит, мне нравится.
— Если отслеживать кинодайджесты, кажется, что все бросились перекраивать старое на новое…
— Мне кажется, искусство — это всегда диалог с прошлым, в том числе с тем, что сделано до тебя. Когда ты от чего-то отталкиваешься и приносишь свое. Возьмем прекрасные сказки 70–80-х, например «После дождичка в четверг». Это же вообще абсолютно авторская сказка! И вот это, скорее, наш путь.
У кинокомпании СТВ есть своя внутренняя эволюция. Например, наш «Конек-Горбунок» базируется на литературной основе. Хоть во многом фильм и оригинальный, но это точно — обращение к Ершову. А вот следующая наша лента — «По щучьему велению» — это уже шаг в сторону. Она уже — по мотивам сказки Роу и другим нашим сказкам, а никакая не оригинальная русская народная… «Огниво», премьера которого будет осенью, — получилось абсолютно самостоятельной историей. Хотя при этом… знаете, есть такая фраза: «Мы верны не фактам, но духу истории». Вот и у нас в «Огниве» есть дух доброй «Старой, старой сказки» с Олегом Далем, тоже всеми любимой; она же тоже очень самостоятельная. «Огниво» перенесено на русскую почву. От Андерсена осталось мало. Сказки же не очень длинные, поэтому нам необходимо придумывать что-то еще. Понятно, что к народным сказкам прикасаться кривыми руками — это плохо для кармы. Но если ты это делаешь как-то по-честному, с любовью, если ты в этом купаешься и плывешь свободно, то надо это делать. Сказка все время живет вместе с людьми и меняется по настроению. Надеюсь, все придут в кино на наше «Огниво» и полюбят его.
— В России еще лет 30 назад не было такого понятия, как семейное кино. Родители и дети ходили в кино сами по себе. И это был такой объединяющий момент: мы не могли попасть в их мир, а взрослые не имели доступа в наш… Но потом акценты сместились: сегодня в кино идут всей семьей, в каждом семейном фильме есть что-то для родителей, что-то для детей…
— Конечно, тут примешивается и маркетинговый расчет: это очень дорогие в производстве фильмы, сложные, и хочется, чтобы их увидело максимальное число зрителей. Поэтому семейная аудитория — это наше все. И я даже сейчас не про деньги. У каждой компании на нашем кинорынке — надеюсь! — есть своя миссия, свое представление о кинематографе. Мы, например, делаем только то кино, которое нам нравится. Киноязык, который там существует, говорит и со взрослыми тоже.
— Киносказка в большинстве случаев имеет какой-то литературный первоисточник. А как вы ищете отправные точки для ваших картин? Закладываете ли новые вектора?
— Когда мы говорим о новых сюжетах, то все равно получается не то чтобы перепев старых… Скорее, компиляция. Как вы помните, по Борхесу, существуют всего пять сюжетов. Во многом все эти сказки народов мира, легенды, былины — мотивы тех самых пяти сюжетов. Поэтому на наш век всего хватит.
Мне нравится вытаскивать каких-то забытых персонажей, никому не известных, притягивать славянский фольклор. Неинтересно писать очередную историю про Бабу-Ягу или про Кащея, эти персонажи чересчур эксплуатируются. И у нас в «Щучьем велении» не водяной, а водовик — персонаж из славянского фольклора. Или ведьма-болотница… В «Огниве» будут птицы печали и радости — Гамаюн и Алконост. Мне кажется, что интересно идти именно туда, выкапывать полузабытых существ из нашего фольклора и возвращать их.
А еще русский фольклор почему-то какие-то вещи пропустил: у нас же нет, например, великанов, нет гномов. И я решил, что это упущение надо исправить, славянские гномы должны быть обязательно. И мы придумали для «Огнива» гмуров — маленький народец, который живет в подземном царстве, куда спускаются Дарья и Иван…
— Но если, опять же, возвращаться к советскому наследию, мы помним, что были популярные киносказки на современном материале: «Приключения желтого чемоданчика» или «Сказка о потерянном времени»…
— Наверное, мои коллеги сдвинутся от сказок в сторону и будут делать, условно говоря, советский фольклор. То, что уже было обкатано в Советском Союзе. Что-то вроде «Приключений Электроника»… Но нам пока интересно «Время Оно» Успенского и страна Многоборье. Там такое раздолье для творчества… Ты придумываешь не только одного волшебного персонажа — целый мир можешь придумать! А это всегда сложная задача.
— А если все же основываться на современных реалиях?
— Может быть, это моя ограниченность — я не могу механически сюда переместить Кощея или Бабу-Ягу, мне нужно придумать для себя какое-то объяснение — почему они здесь находятся? Мне проще поместить в наш мир инопланетянина, как у Спилберга. Хотя в нашей новой сказке «Горыныч» персонаж из нашей реальности — моряк, старший лейтенант ВМФ Алексей Алехин — попадает в сказочный мир. Однажды он опускается в батискафе в подводную пещеру, которая оказывается порталом в волшебный мир, где он встречается с маленьким дракончиком, оставшимся без мамы. Леха дает ему имя Горыныч и становится ему наставником и другом.
— Если брать прагматическую составляющую, как себя детское кино чувствует сегодня на рынке?
— По-моему, хорошо! Но могло быть и лучше. Ведь зритель не разделяет нас на кинокомпании, для него это все — русское кино. Вышел хороший фильм — молодцы! А вышел плохой фильм — всё, все плохие, на следующий не пойду! Мне кажется, в России не так много кинопремьер. Смотрите, полгода прошло, а больших фильмов вышло — на пальцах пересчитать. Это мало. Мне кажется, наш рынок может спокойно выдержать по одному большому фильму в месяц. А то и больше.
— Судя по всему, сейчас в детское кино пришли успешные взрослые режиссеры с именами. Клим Шипенко, режиссер «Холопов» и «Вызова», взялся за съемки нового «Королевства кривых зеркал». И актеры звездные пришли, например Александр Петров у вас в «Горыныче» будет сниматься, а еще в «Буратино». Уже по этим показателям можно судить, насколько этот сегмент кинорынка стал прельстителен.
— Да, и это очень хорошо! Мне вот, например, интересно, как мой товарищ Игорь Волошин сделает «Волшебника Изумрудного города»… Я надеюсь, что новые фильмы все будут разные. Понятно, что не все одинаковой художественной ценности… Но хочется верить, что 5–10 сказок, фантастических произведений, фэнтези мы получим на выходе.
— Это вы сейчас говорите не только про свои работы, да?
— Я не верю в универсальных сценаристов, которые могут в обед триллер написать, на ужин —ромком, а с утра — сказочку… Не верю. Я и сам не универсальный сценарист. Мне по душе, наверное, больше магический реализм. И в СТВ я пришел как автор к мультикам, к детскому кино. И кажется, я делаю то, что мне очень нравится. Хотя хочется чего-то эпического, былинного, куда-то в эту сторону глянуть — но тут должны опять звезды совпасть. Мне когда-то очень нравилась история Ильи Муромца, написать ее очень серьезно, не как сказку.
А еще очень хочется умного зрителя, и я верю, что русский зритель — умный. Вот эта повальная эпидемия скупки произведений советских брендов — мне кажется, что нашему зрителю нужны не только упаковка и бренд… Ведь он голосует за историю, в том числе за умную, и за персонажей интересных, ему важно качество. Вот мы говорим — золотой фонд, золотой фонд, — а знаете, сколько там фильмов неизвестных и забытых… И правильно забытых, потому что они не получились. Иногда включаешь какой-нибудь телеканал, видишь фильм с классным актерским составом. Начинаешь смотреть, думаешь, как пропустил? А там пустышка, ничего нет…
— Останутся ли в памяти новые киносказки, как остались те, старые, любимые?
— Нет рецепта как остаться во времени. Единственное, я знаю, что если сказка получилась, то ее пересматривают из поколения в поколение. Конечно, родители могут сидеть и думать, почему она мне понравилась? Но тем не менее, все равно эту сказку покажут своим детям. В этом смысле есть надежда пожить немного еще… в произведениях.
Огниво, 2024, 6+
Режиссер: Александр Войтинский
Сценарий: Александр Архипов, Ханс Кристиан Андерсен
Конек-горбунок, 2021, 6+
Режиссер: Олег Погодин
Сценарий: Алексей Бородачёв, Олег Погодин, Петр Ершов
По щучьему велению, 2023, 6+
Режиссер: Александр Войтинский
Сценарий: Александр Архипов