Повышение квалификации
Мнения

Сергей Дебижев: «У каждого из нас есть какая-то своя миссия»

Сергей Дебижев: «У каждого из нас есть какая-то своя миссия»

В преддверии Дня крещения Руси мы поговорили с режиссером Сергеем Дебижевым, чей документальный фильм 2022 года «Святой архипелаг» о духовном центре силы России — Соловецком монастыре — год не сходил с больших экранов и был отмечен многими международными наградами. 26 сентября в широкий прокат выходит его новая кинокартина «Крест» о том, как христианская цивилизация изменила мир.

Этот фильм, по словам его создателя, — «следующая ступень в попытках работы с человеческим сердцем, душой». Мы спросили Сергея Дебижева о том, почему нужно смотреть этот фильм с детьми, какие образы должен создавать кинематограф, чтобы уберечь следующие поколения от поворота «не туда», и что для этого нужно.

— Сергей Геннадьевич, изменили ли вас самого ваши фильмы?

— Конечно. Нас меняет то, что мы видим, то, что мы делаем и чем проникаемся. То, что происходило с нами во время съемок, особенно на Соловках, — это серьезное духовное испытание. Мы это так и воспринимали. Такие понятия, как вечность и бесконечность, перестали для меня быть просто фигурой речи. Я понял, что вечность существует, а жизнь человека и его возможности не ограничены. У каждого из нас есть какая-то миссия, в отношении каждого человека есть какой-то божественный план.

— Как понять этот план? И в чем заключаются испытания, предусмотренные этим планом?

— Как известно, существуют два пути — путь света и путь тьмы. И на каком-то этапе нужно просто выбрать — по какому из них ты идешь. Это относится не только к каждому отдельному человеку, но и к цивилизациям, которые существуют на планете. Если цивилизация выбирает, к примеру, комфорт, псевдо-безопасность, всякого рода удовольствия, наслаждения и развлечения, то это один путь. А если ты выбираешь духовную работу, то понимаешь, что должен выполнить миссию: как минимум — спасение собственной души. Приходит понимание того, что на свет ты появился неслучайно, что все, что с тобой происходит, — неслучайно и происходит лично для тебя. Испытание заключается в том, как ты проявишь себя на этом пути. Если ты окрепнешь духом и встанешь на сторону света, то — молодец.

— Фильм «Крест» — это же история христианской цивилизации. И за две тысячи лет эта цивилизация пришла ровно к тому, о чем вы говорите, — она избрала путь комфорта, удовольствий и развлечений. Есть шансы повернуть назад, к духовным истокам?

— У нас — есть. То, что с этой картиной мира согласились очень многие, — весьма серьезный симптом. С другой стороны, то, как сейчас развиваются события, говорит о том, что есть цивилизация, которая не хочет идти по этому пути. Наша цивилизация сказала нет — и мы вступили в великую битву. Будем же счастливы, что это выпало на нашу долю — мы попали именно в тот период вечности, когда решаются судьбоносные цивилизационные вопросы.

— Уверены в победе?

— Будем надеяться, что божественное провидение нас на этом пути не оставит, ибо оно и инициировало весь этот духовно-геополитический процесс. Посмотрим, хватит ли у нас духовного объема, глубинного понимания бытия, чтобы выстоять и хотя бы какой-то части человечества предложить иную картину мира. Хватит ли у нас сил для этого перерождения, коль скоро мы заявили о том, что мы православная цивилизация, ковчег духовности. Эти декларации прозвучали великолепно, вопрос в том — кто мы? Хватит ли нашей энергии и нашего какого-то внутреннего чувства и понимания этой миссии, чтобы все это на себе вытянуть? Это большой вопрос.

— Несмотря на то, что подавляющее число людей в нашей стране называют себя в опросах православными, таковыми они с церковной точки зрения не совсем являются. Даже термин такой есть — «номинально православные». Ведь православие — это вполне конкретное мировоззренческое отношение к определенным вещам, а не поверхностное. Если мы хотим возродить православную цивилизацию в нашей стране, в наших детях, в первую очередь — как мы их этому научим, если мы сами-то не очень?..

— Мне кажется, что назваться православным — это уже много. Путь к воцерковлению серьезный и непростой. И не всем он под силу. Что делать? Тут нужна воля государства. В последние десятилетия наша страна находилась под воздействием агрессивной и совершенно чуждой нам культуры. Вся информационная картина была не нашей.

Главный вопрос для нас сейчас — это вопрос картины будущего. Нам нужно строить наше собственное будущее. А для этого надо его сформулировать, хорошенько его себе представить. И донести эту картину будущего до людей, которые, к сожалению, остаются сегодня в глазах власть предержащих, и по сути своей, всего лишь электоратом и населением. А вот превращение населения обратно в народ, которым оно некогда было, — большая задача.

Понятно, что за десятилетия влияния чуждой агрессивной культуры мы потеряли минимум два поколения. И продолжаем терять — молодые люди и сегодня остаются под воздействием псевдо-цивилизованной картины мира.

— А что делать?

— Единственный путь — браться за совсем маленьких. Только из них можно сделать новых людей. Но для этого необходима государственная воля. Понимание государственными людьми необходимости создания по всей стране огромной сети православных школ, кадетских корпусов и институтов благородных девиц. Только так можно постепенно воспитать новое поколение, которое воспримет те моральные и религиозные смыслы, без которых Россия просто не в состоянии существовать.

Никто не говорит, что надо отправляться в древние времена и хлебать щи лаптем. Речь о том, что современный человек утратил способность души к большой и важной работе. Из него делают дисциплинированного потребителя, подсадив на поверхностное отношение ко всему и вся. И он этим доволен — работать душой особо не нужно, достаточно трудиться ради получения материальных благ, которые позволят ему вести необязательный образ жизни в комфорте и развлечениях.

Прокатчики довольны голливудской схемой — она такая динамичная и выразительная, люди ходят и с удовольствием смотрят. А зачем думать? Думать необязательно. Нужно только платить денежки за билеты и попкорн. И через трансляцию этих ценностей не могут пробиться большие духовные смыслы, обличенные в художественные образы.

Если эта ситуация не будет осмыслена и как-то проговорена в обществе — куда должен плыть наш корабль, где его гавань, — будем болтаться на волнах еще долго. Нам нужна цель. Самая главная задача — обретение собственного пути, который мы так и не нашли.

— А как же всем известный 809-й указ президента о традиционных российских духовно-нравственных ценностях? Его сегодня рьяно исполняют на всех уровнях… И та работа, которой занимается наша «Клевер Лаборатория», продвигая преподавание в российских школах предметов духовно-нравственной направленности… Недостаточно?

— Это был долгожданный указ. Все те пункты, которые там написаны, мы транслировали последние 10 лет, говоря, что без этого никак. И вот указ, наконец, появился… Прошло уже более полутора лет, и я, честно говоря, в отличие от вас, никаких существенных результатов не вижу. Я присутствовал на ряде больших обсуждений и круглых столов и вижу, что все это вязнет в болоте среднего чиновничьего звена. Ну, поставят галочку — выставка детского рисунка проведена… А где брать тех самых педагогов, которые будут все это правильно преподносить?..

Кадр из фильма Сергея Дебижева «Крест».
Кадр из фильма Сергея Дебижева «Крест».
Кадр из фильма Сергея Дебижева «Крест».
Кадр из фильма Сергея Дебижева «Крест».
Кадр из фильма Сергея Дебижева «Крест».
Кадр из фильма Сергея Дебижева «Крест».

— Мы как раз таких педагогов и готовим. В сообществе «Клевер Лаборатории» уже свыше 600 тысяч педагогов, преподающих с нашей помощью предметы духовно-нравственной направленности.

— Проблема в том, что сверху спускают правильные смыслы, а все вязнет в вот этом среднем бюрократическом звене. И в итоге всё подхватывают общественные организации, такие как ваша, которые зачастую бессильны перед застоявшейся в своей закостенелости бюрократической машиной. Понятно, что каждый на своем участке должен делать максимум из того, что он может, но к сожалению, полноводного процесса по переформатированию не наблюдается.

Продолжают снимать для детей такую же белиберду, вроде «Чебурашки». Продолжается «голливудщина» и в анимационном кино — те образы, которые они штампуют в своих мультиках, это все не наши образы, а какие-то диснеевские. Ведь колоссальное значение имеет именно художественный образ, который транслируется. Именно он создает пример для осмысленного подражания.

— Вы в своих фильмах такие образы создаете?

— Если говорить о фильме «Крест», мы как раз пытаемся создавать целые массивы художественных образов, которые напрямую направлены к душе и сердцу человека. Кинематограф сам по большому счету является аттракционом, и его влияние на цивилизацию крайне негативное. Он работает с инстинктами человека — щекочет или пугает. Но при этом кинематограф, анимация, документальное кино — это то, что сейчас должно находиться в центре внимания государства. Именно поток создаваемых им образов и может поменять мировоззренческую картину.

Мы, конечно, пытаемся делать все, что мы можем, но мы одни единственные… Вот, фильм «Святой архипелаг», который оказался невероятно востребованным в обществе. Он целый год был в полноценном прокате! А сейчас его демонстрируют пять платформ. Это прорыв на уровне какого-то духовного феномена. Будем надеяться, что фильм «Крест» станет следующей ступенью в этих попытках работы с человеческим сердцем, душой.

Кадр из фильма Сергея Дебижева «Святой Архипелаг».
Кадр из фильма Сергея Дебижева «Святой Архипелаг».
Кадр из фильма Сергея Дебижева «Святой Архипелаг».
Кадр из фильма Сергея Дебижева «Святой Архипелаг».
Кадр из фильма Сергея Дебижева «Святой Архипелаг».

— Можно ли рассматривать «Крест» как некое учебное пособие для понимания детьми пути христианской цивилизации? Можно на него идти детям? И поймут ли его школьники?

— Можно и нужно. Скорее, даже не учебное, а духовное пособие. У нас есть возрастной ценз — «12+». Это значит, что пяти-шестиклассники могут его смотреть, и я бы посоветовал учителям включить его в школьный просмотр. Фильм состоит из трех глав: вера, надежда, любовь. Это наша триада. И эта лента по большому счету действительно берет человека за руку и ведет его к пониманию больших духовных смыслов. Вся идея создания этого фильма направлена на некое духовное вразумление, информирование, попытку вести вот этот большой важный духовный разговор. Разговор, к которому мы сейчас уже готовы.

Поддержать