Повышение квалификации
Психология

Проблемы преподавания православной культуры (ОПК) в школе

Проблемы преподавания православной культуры (ОПК) в школе

Уже более 10 лет в российских школах продолжается преподавание православной культуры (Основ православной культуры) в предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). 

21 июля 2009 года на совещании Президента РФ с лидерами российских конфессий было предложено «в самом начале» провести в ряде регионов эксперимент по преподаванию в школах по выбору религиозных культур православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики и общего курса о традиционных крупнейших конфессиях в нашей стране. 

Эксперимент успешно завершился в 2011 году. С 2012 года преподавание продолжилось, но только в одном 4 классе и в том же минимальном объеме учебного времени. Дальнейшего развития не последовало, фактически, «эксперимент» продолжается до сих пор. Почему? 

По мнению профессора кафедры педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Игоря Витальевича Метлика, это связано, прежде всего, с противодействием изучению религиозных культур в школе по выбору со стороны части общества, не признающей право на такое образование заинтересованных в нём семей. Игорь Витальевич уверен, что Православная культура (ОПК) не станет полноценным школьным предметом до тех пор, пока не разрешится конфликт между теми, кто признает и уважает право граждан давать своим детям общее образование с учетом их культурных потребностей, религиозных убеждений, и теми, кто этого права не уважает. 

Опасения о навязывании религии всем детям в школе оказались необоснованными. Никаких «разделений» среди детей и учителей преподавание религиозных культур и светской этики не внесло, это доказано практикой.

В преподавании религиозных культур осуществляется духовно-нравственное воспитание детей — это особенность этих предметов. При изучении православной, исламской и другой религиозной культуры, традиции дети не только получают знания, но воспитываются, ориентируются на соответствующий нравственный идеал, высшие ценности, систему морали. Без этих предметов в школе нет, не может быть, духовно-нравственного воспитания, образования.  

«Система представлений о мире определяет иерархию ценностей, нравственный идеал, систему морали и соответствующий образ жизни человека. В этом смысле духовно-нравственному воспитанию отвечает, например, коммунистическое воспитание. Там тоже есть высшие ценности, смыслы, система морали. В рамках ОРКСЭ духовно-нравственное воспитание школьников осуществляется при изучении религиозных культур. Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование ценностно-смысловой сферы личности: смысл жизни человека, цель жизни, пути ее достижения, смысл истории и т.п. Светская, гражданская этика на эти вопросы не отвечает. Конституция не отвечает на вопрос: в чем смысл моей жизни? В Российской Федерации нет государственной религии или идеологии. Поэтому духовно-нравственное воспитание детей в школе, как приобщение к определенному мировоззрению, культуре, системе морали, может осуществляться только добровольно, по выбору их семьи, родителей, имеющих преимущественное право на воспитание своих детей».

Очевидно, что к учителю православной культуры должны предъявляться особые требования: не только содержательного, но и нравственного характера. Как невозможно усвоить географию от фонвизинского недоросля, так нельзя воспитывать ребёнка на основе христианской нравственной культуры человеку, не всегда следующему её ценностям. Учитель ОПК должен быть примером для подражания в жизни и поведении, тем, что французы называют autorité morale.

Кроме того, по мнению И. В. Метлика, нельзя пренебрегать главным, по сути, участником образования по религиозной культуре – «заказчиком» изучения Основы православной культуры – семьёй, родителями. Поскольку ОПК — это воспитательный предмет, задачи воспитания в его преподавании приоритетны перед задачами обучения, то именно взаимодействие учителя с родителями, семьями школьников является необходимым слагаемым успеха.

По мнению И. В. Метлика, «родители не только главные «заказчики» этого образования, но и главные оценщики его результатов, качества преподавания религиозных культур и деятельности педагогов».

Опыт многих стран, где в программе светских школ гарантируется религиозное образование по выбору (прим. — Германия, Бельгия, Италия, Словакия, Финляндия, Литва, Эстония и др.), показывает, что в обществе всегда есть какая-то часть, агрессивно этому противостоящая, но государством гарантируется соблюдение права граждан на такое образование. Ведь удовлетворение законных интересов в сфере образования одних граждан не может зависеть от отношения к этому других. Вопрос в том насколько последовательно и настойчиво граждане, желающие чтобы их дети получали религиозно-нравственное образование в государственно-общественной (светской) общеобразовательной школе выражали эту свою законную образовательную потребность. 

Алексей Балашов.

Понравился материал? Поддержите нас!
Все материалы создаются благодаря пожертвованиям наших читателей. Журнал «КлеверЛаб» — некоммерческий проект, ваши пожертвования дают возможность создавать больше материалов про воспитание и образование наших детей.
Поддержать
От редакции
Мы продолжаем собирать вопросы, которые задают дети на уроках по предмету «Основы православной культуры» (ОПК) и на которые, быть может, нелегко ответить учителю.
Напишите нам: redactor@clever-lab.pro
Поддержать