Повышение квалификации
Психология

«Поломанные» дети: деформация или эволюция?

«Поломанные» дети: деформация или эволюция?

Жизнь и технический прогресс не стоят на месте. С начала промышленной революции в XIX в. жизнь человека изменилась до неузнаваемости. Оставив вопрос о первичности материального и духовного, нельзя не заметить, как сильно технические новинки влияют и на наше социальное поведение, общественные и родственные связи. Остались в прошлом ситуации с выданной замуж и навсегда оторванной от семьи дочерью – сегодня железная дорога, скоростные автотрассы, авиасообщение позволяют активно поддерживать связи, раньше заметно ослабевающие на расстоянии. В начале XXI века к этому добавились цифровые технологии, позволяющие активно общаться и развивать социальные связи, не меняя своего места пребывания.

Молодёжь, как водится, намного легче принимает новинки и активнее участвует в новых форматах социальных связей и отношений. Иногда вопреки, а иногда и вследствие воспитательных практик, дети часто растут не такими, какими хотелось бы видеть своих чад родителям.

Очевидно, в последнее десятилетие главной опасностью для подрастающего поколения всем видится всеобщая цифровизация и гаджетизация. Дети не вылезают из соцсетей, их невозможно оторвать от экранов. В результате страдают здоровье, учёба, семейные связи. Личность подростка в целом деформируется (или эволюционирует?).

Не секрет, что гаджеты и современные цифровые технологии не способствуют развитию критического мышления, глубокому проникновению в предмет. В цифровом мире ценится оперативность, краткость, насыщенность смыслами. Таким образом формируется клиповое мышление, которое весьма далеко от культуры в традиционном понимании слова. Как говорит профессор кафедры педагогики ПСТГУ, доктор педагогических наук Ольга Леонидовна Янушкявичене, дети сегодня «не перегружены в большинстве своём какой-то культурой, но зато большинство из них погружены в эти гаджеты. Получается, что ребёнок, который должен был до этого общаться с родителями, учителями и, действительно, впитать в себя человеческое общение и за счёт этого общения сформировать свою собственную личность, лишён этого».

Ольга Леонидовна называет таких детей «поломанными». Почему? Потому что такое «воспитание гаджетами» мешает формированию у человека нравственного стержня.

Дети, которые сейчас растут, не перегружены вниманием родителей. Они сидят в своём гаджете, родители в своём. Получается, что человеческий нравственный стержень, который должен быть в каждом человеке, чтобы сделать человека человеком, они от родителей недополучают. В этом они получаются сломанными.

Как бороться с этим? Краткосрочный школьный запрет на пользование гаджетами не вызовет интереса к учёбе, скорее станет триггером агрессивного поведения и протеста. О.Л.Янушкявичене делится своим опытом долгосрочного цифрового детокса для детей.

В начале для многих это было неприятно, необычно, своего вида «ломка», только дети не были настолько погружены ещё в свои гаджеты, чтобы сильно страдать. Понимаете, мы общались у костра, очень много говорили о человеческих качествах. Мы жили с ними. Люди жили с людьми. Это может быть странно звучит, но детям остро не хватает просто жизни с людьми, а не в гаджетах.

Однако это лишь полдела. Вырвав детей из цифры, встаёт вопрос: а что дальше? Что дать детям в это недолгое время, когда они восприимчивы и готовы к «нравственным открытиям» и формированию моральных принципов на всю жизнь? Если уж мы добились хотя бы временного отрыва ребёнка от постмодерна, то логичным материалом для этого основания станет традиция: традиционные культура, религия, морально-нравственные основы. «Фундаментом этого общения была всё-таки православная культура. То есть главное: что есть Бог, что он любит каждого человека, ребёнка. Это было необходимо каждому услышать. Я помню, как мы однажды вынуждены были разрешить ситуацию с одной девочкой. Она осознала, что плохо поступила, расплакалась… У детей ведь и рефлексия зачастую также отсутствует… Я обняла её и сказала, что ты поступила, конечно, плохо, но ты не расстраивайся, мы тебя не перестали любить, и тебя любит Бог. Эта весть, что Божья любовь никогда не перестанет, очень нужна каждому ребёнку», — делится опытом Ольга Леонидовна.

То есть, вырвав из холодного цифрового мира, ребёнку нужно дать именно то, чего так не хватает в соцсетях: живого общения, рефлексии, человечности. Нет ничего лучше православной культуры и основ христианской веры для закладки этого фундамента личности. То ощущение нужности и неоставленности, которое даёт только Бог и которое не может дать экран смартфона, вот чем нужно делиться с «поломанными» детьми.

Другая проблема, с которой сталкиваются как дети, так и взрослые -проблема самоидентификации. Кто я? Откуда я? Зачем пришёл в этот мир и куда иду? Ответы на эти вопросы необходимо искать в традиционной культуре, религиях. Ибо современный постмодернистский мир и сам задаётся этими вопросами и не даёт ответа…

О.Л. Янушкявичене, ссылаясь на работы отечественных психологов и свой опыт, выделяет три пункта, необходимые для самоидентификации ребёнка в мире:

  1. Имя. 

Какое сейчас имя у подростков? Ник, который можно сменить. То есть категория имени стала плавающей. Тебя могут совсем по-разному называть, воспринимать. Эта опора не работает. А в православной культуре она есть и работает, потому что у каждого человека не просто имя, а он крещён в храме каким-то конкретным личным именем. И это имя не просто взято из головы, а имя святого. И с этим святым у тебя на всю жизнь существует связь. И этот святой тебе помогает.

  1. Половая принадлежность.  

Очень необходима, потому что человек теряет свою принадлежность, не понимает, кто он. Наши подростки, которые сидят в гаджетах, понятно, видят, что можно быть и мальчиком, и девочкой, можно быть вообще неизвестно кем. Как идентифицироваться человеку? В православной культуре всё очень понятно – есть мужчина, есть женщина, у каждого своё служение. Если ты мужчина, ты служишь определённым образом Богу и людям, а если женщина – своим образом. И это служение не хуже и не лучше. Самоидентификация, именно, в православной культуре имеет твёрдое основание, позволяющее избежать внутренних конфликтов и проблем с самоидентификацией, перерастающих в проблемы психического характера..

  1. Признание другими людьми. 

Сейчас острой проблемой в школе стал буллинг, травля детей со стороны других учеников. Человеку нужно человеческое признание. Он его не ощущает,  если  не имеет близкого общения с другими людьми. Ему трудно ощутить признание другими, если он в гаджете проводит достаточно долгое время. Это большая проблема для подростков. А в православной культуре каждого человека любит Бог. Основа общения православных людей – любовь. И это чувствуется. По-настоящему православный человек  согревает тех, кто рядом с ним. 

Православная или иная традиционная культура обязательно должна присутствовать в процессе образования.  Это хорошее подспорье в «собирании» «поломанных» детей, являются ключом и путём к формированию настоящего Человека «В наше время размытых ценностей жизненно важно, чтобы была православная культура именно в подростковом возрасте. Хотя бы с 5 по 9 классы. Без этого людей может не быть. Очень трудно жить, когда не знаешь, кто ты».

Алексей Балашов

Понравился материал? Поддержите нас!
Все материалы создаются благодаря пожертвованиям наших читателей. Для регулярной оплаты авторов, дизайнеров и работы сайта нам нужна Ваша поддержка. Журнал «КлеверЛаб» - некоммерческий проект, ваши пожертвования дают возможность создавать больше материалов про воспитание и образование наших детей.
Поддержать
От редакции
Мы продолжаем собирать вопросы, которые задают дети на уроках по предмету «Основы православной культуры» (ОПК) и на которые, быть может, нелегко ответить учителю.
Напишите нам: redactor@clever-lab.pro