Через неделю после светского новолетия Церковь в России и все православные христиане отмечают великий праздник Рождества Христова. Что случилось в этот день более чем 2000 лет назад? Очевидно, что Рождение Христа — Спасителя мира. Но вот кто такой Иисус Христос, ответить не так-то просто. Но именно в ответе на этот вопрос заключается смысл праздника — столь любимого взрослыми и детьми всего мира.
В чем смысл Рождества Христова? Ответ для школьников
Когда мы идем в школу, то попадаем в другой мир. У нас появляются новые друзья, новые увлечение и интересы — шахматы, танцы, хор, кому что нравится, и новые знания, куда более серьезные, чем в детском саду. Появляются и новые обязанности: слушаться учителей, делать домашку, помогать одноклассникам, которые с этой домашкой не справляются, посещать кружок, раз уж записался, подтягиваться пять раз, убирать за собой, не ломать мебель. При этом мы не теряем и того, что получаем в семье. Мы остаемся сыновьями, дочерьми, внуками, внучками, племянниками, племянницами, нас любят и воспитывают, от нас требуют, но нас же и жалеют. Так мы и существуем в двух мирах — между миром семьи и миром школы, между родительским домом и домом, который для нас построил государство. Бывают плохие сыновья и хорошие школьники, бывает наоборот, а бывает и так, что не ладится ни дома, ни за партой. И какое же счастье, когда нами довольны и родители, и учителя! Тогда 1 сентября для нас не день возвращения на каторгу, а день радости, предвкушения новых знаний, новых успехов.
Иисус Христос одновременно и Бог, и человек. Так было задумано, чтобы люди спаслись от смерти: если Бог может стать человеком, если Он среди нас и один из нас, то нам нечего бояться, Он придумает, чтобы мы жили вечно. Иисус входит в мир как человек, оставаясь при этом Сыном Божиим — так же, как мальчики и девочки, впервые переступая школьный порог, не перестают быть сыновьями и дочерьми своих родителей. Говорят, что Иисус Христос — это совершенный Бог и совершенный человек. Это означает, что Он так же любит своего Отца, так же доверителен с Ним, обладает теми же сверхспособностями, что и Он. Но Он становится человеком: сначала младенцем, несмышленышем, которого греют своим дыханием осел и бычок, потом мальчиком, удивляющим своим умом мудрецов возле Иерусалимского храма, потом взрослым мужчиной, знатоком священных текстов еврейского народа. Иисус учится как все дети и подростки, растет, болеет, ест, пьет, работает и отдыхает после работы как все люди. И как все люди Он однажды родился от земной мамы в обычной семье.
В чем смысл Рождества Христова? Ответ для родителей и учителей
События Рождества Христова описываются в первых главах Евангелий от Матфея и Луки, в Евангелиях же от Марка и Иоанна они не описываются вовсе. Почему? Не только потому, что четыре главных библейских книги дополняют друг друга: одни подчеркивают человечность Иисуса Христа, другие — его божественность. Но и потому что события сами по себе для авторов как бы вторичны (вторичны не значит, что не важны), они приведены лишь для того, чтобы лучше выразить суть события. А суть эту мы можем сформулировать словами евангелиста Матфея: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом… Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка…» (Мф. 1:18-22). Здесь все богословие праздника: мы узнаем, что у девушки по имени Мария рождается ребенок, который при этом является Богом, ведь только Бог — иудеи об этом прекрасно знали — может освободить от греха. Но в данном случае речь не об обычном отпущении грехов конкретного человека, а о полном прекращении греха — именно в этом смысл рождения младенца. Кроме того, это рождение, как подчеркивает евангелист ссылкой на пророка Исаию, было осуществлением многовековых чаяний еврейского народа.
Вопрос: как рождение младенца может освободить человечество от духовного изъяна? Так, что становясь во всем подобным нам, кроме греха (Бог не может грешить), Иисус Христос принимает все свойства человеческой природы, в том числе самое печальное свойство — смертность. Но Бог не может и умереть и поэтому как бы ломает закономерности природы: вслед за Воскресением Христа воскреснут и все люди. Но чтобы умереть и воскреснуть, Господь должен был родиться. Как и всякий человек.
В чем смысл Рождества Христова? Ответ для всех
В отличие от радостной Пасхи, когда радость явилась всему миру, стала очевидной, Рождество традиционно считается «тихим» праздником, что в России накладывается на темное, холодное и снежное время года, на длинную январскую ночь, через которую пробивается огонек вертепа. Но дело не только в эстетике, а в том, что в скромном Рождестве скрывается гремящая тайна Воскресения, восстановления Вселенной в ее первоначальном замысле. Это тоже осмысленная радость, но радость сдержанная, радость «пока между нами», радость о том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).