Каждый год в третье воскресенье октября в России отмечается День отца. Мы поговорили о важности отцовского воспитания с одним из лидеров общественного движения «Отцы России». Как «поднять с диванов» пап, что нужно сделать для создания Советов отцов в школах и чем они занимаются, почему Евангельские чтения помогают в формировании ценностей и культуры отцовства, нам рассказал председатель Совета отцов при Уполномоченном по правам ребенка города Москвы Алексей Чегодаев.
— Алексей Михайлович, как вы пришли от просто темы отцов к организованной «отцовской» деятельности на местах?
В 2014–2018 годах, до пандемии, мы занимались активной фестивальной деятельностью и отдельными специальным проектами, например, направленными на решение проблем экстремальных увлечений детей (зацеперы, руферы). К нам постепенно начали обращаться различные организации с разными темами. Выяснилось, что большинство из них так или иначе «отцовские». Мы стали думать — а что действительно нам нужно делать и для чего. Решили написать документ — «Концепцию формирования культуры отцовства». Мы его уже презентовали на государственном уровне, сделали сайт отцовствороссии.рф, разбираемся, чем мы действительно занимаемся, в какую сторону идём. В итоге у нас сформировалось четыре больших направления, которые мы назвали приоритетами.
Первый приоритет — это всё, что касается формирования ценностей и культуры отцовства, положительного образа отца. Всё, что может нам помочь распространить информацию об отцовстве, обратить внимание других отцов на какие-то проблемы или возможности, чтобы отцовство «зазвучало» в стране как неотъемлемая важная составляющая часть нашей жизни. Надо признать, что нас не воспитывали как будущих отцов, как пап, не говорили нам об этой нашей будущей роли. Мы стали обращаться к исследователям.
До 2016 года никто системно не изучал тему отцовства вообще. Программе «Святость материнства» уже более ста лет, а отцовская тематика ранее не поднималась. Мы вроде говорим: ну ты же мужчина! А каким должен быть мужчина, молодежи понять сложно. И вот как раз ко Дню отца мы подумали, что один из слоганов, посылов, обращенных к мальчишкам, должен быть — «Какой ты отец?» Ты же будущий отец. Мы же говорим девчонкам — «ты будущая мама», а мальчишкам мы про их будущее отцовство не говорим. Получается, что мы ничего не делаем для того, чтобы научить их быть папами. Надо признать, что и я, и многие, с кем я говорил, ощутили вступление в брак как какую-то конечную точку. А дальше то что? На каких взаимоотношениях строится крепкая семья?
Второй приоритет — воспитание личности. Воспитание мальчика как будущего отца, духовно-нравственное воспитание детей обоих полов, физическое воспитание. Все ипостаси. И тут роль отца — помочь детям найти свое призвание, предназначение. Эту часть воспитания отцы все-таки должны брать на себя. Мы привыкли отдавать ребенка в школу, покупать досуг и даже практически разучились играть с детьми в элементарные игры.
Третье направление у нас называется «ответственное отцовство». Речь идет о нашей активности — социальной, гражданской — обо всём, что мы делаем, как проявляем себя, то, что в шутку называется «встать с дивана». Любая инициатива, неравнодушие.
И четвертое направление, стратегический приоритет — это «сообщество отцов». Мы считаем, что это должна быть группа, сообщество, совет, община — то место, где отцы могут общаться, решать свои вопросы. И у нас постепенно получается такие сообщества организовывать. Кто-то приносит вопросы, связанные с воспитанием, которые не нашли где обсудить, а с супругой обсудить не получается. У кого-то как раз возникают вопросы по поводу отношений с супругой, у кого-то — с учителями. Или личные неурядицы, такие как — работу потерял, нужно найти, а кому-то надо помочь какие-то технические вопросы решить: машину сломал, надо починить… Складывается интересная группа для общения — живая, не «в чатике», которая позволяет в том числе напомнить нам всем, «кто я такой». Форматы таких встреч разные — на одних мы решаем прикладные вопросы, которые касаются быта, а есть более духовные, где мы встречаемся и, читая Евангелие, через призму прошлого смотрим на свою настоящую жизнь.
— А как в реализации своей вроде бы вполне светской задачи вы пришли к необходимости опереться на Священное Писание?
— Что касается наших Евангельских чтений, как мы к этому пришли. Я думаю, что каждый человек рано или поздно задумывается о том, кто он. И начинает искать. Другое дело — с кем он находит ответ на этот вопрос. На одном форуме, посвященном отцовству, родительству, мы познакомились со священником Федором Бородиным, настоятелем храма Космы и Дамиана на Маросейке, у которого есть прекрасные программы на Радио ВЕРА, он частый гость в эфирах многих программ на телевидении и радио — про семью, про воспитание детей.
Надо сказать, что он сам отец восьмерых детей, и, занимаясь темой отцовства, мы просто не могли с ним не встретиться. А так как есть тема, есть понятная методология, он сказал: «Китай-Город, Центр «Согласие», благословляю, давайте начнем». И, еженедельно, по средам с 8 до 10 утра, мы там рассматриваем библейские сюжеты, смотрим на свою современную жизнь через призму Писания. Осознаём свои ошибки, берем то, что обсудили, в свой сегодняшний день. Мы помогаем друг другу изменить привычный сценарий жизни и направить силы на дела личные, семейные, общественные, деловые во славу Богу.
А вечерами мы организуем «Клуб Совета отцов», тоже в Центре «Согласие», — такой духовный клуб. Чтобы разбирать темы, которые интересуют нас лично — как отцов и нас — как Совет отцов. В том числе мы подняли темы иерархии и соборности. Для нас очевидно, что то, что мы сейчас делаем, это не новая форма объединения, но оно точно не должно строиться по технологиям, как партия, а должно строиться именно как сообщество отцов. Когда мы думали, какие принципы поставить во главу угла, то решили обратиться к опыту ранней Церкви, опыту святых апостолов, описанному в Книге Деяний святых апостолов и их Посланиях. Эта идея и легла в основу цикла встреч клуба.
И хотя группа существует недавно, уже видно, как меняются люди, которые ее посещают, становятся личностями, как у них решаются вопросы в семье и на работе. Видно, как крепнет и наша, в том числе «отцовская», работа. Вообще, мы зовем на эти группы всех. Но приходят пока верующие. Скорее, в каком-то начале этого своего пути. Все крещеные, но уровень знаний «базовый», люди не слишком много в своей жизни соприкасались с Церковью. Они приходят, интересуются, постепенно вовлекаются.
— Обычно, когда делаешь какое-то богоугодное дело, чувствуешь, что тебе помогают свыше. Есть такое чувство?
— Есть одна хорошая метафора, про то, как Иисус Христос, позвав первых апостолов, наказал им «быть ловцами человеков». Мы думали в связи с этой метафорой про «сети» — давайте их строить, а как? Но все получается по Божиему промыслу само. К примеру, после одной из встреч мне позвонила женщина и сказала: вот вы выступали, и я чувствую, что вы человек, с которым нужно пообщаться, поработать. И действительно, у нас начались с ее помощью очень хорошие дела. Скоро стало понятно, что не я строю сети, не Совет отцов, не кто-то там делает сообщество как сетевую организацию, а мы сами попадаем именно в сети Бога. Мы как лампочки — зажигаемся, когда между нами оказывается что-то большее, чем просто наши интересы. Приходит понимание, что я и мой товарищ — это не значит «мы». «Мы» — это когда мы душою верим в наше дело. Вот как говорят — достаточно двоих, и Бог между нами. И тогда всё получается.
— Есть какие-то организационные наставления — как создавать такие группы? Как строить их работу?
— Целая методология есть — как организовать, как построить. У нас даже родилась небольшая методичка, которую мы назвали «От отца — к сыну», она обучает нас навыкам здорового христианского общения. И чтения Евангелия отец может организовать как в своей общине, так и в семье. Потому что мы свято верим, что отец должен быть священником в своей семье, как написано в пятой главе Послания к Ефесянам у апостола Павла. Его читают во время венчания, вступающим в супружеский союз. Еще в этом Послании есть такие слова: «а жена да убоится мужа своего». Однажды, когда с женой его читали и дошли до этого места, она сказала: «Леш, ну я же не хочу тебя бояться… Зачем?» Я говорю: «Давай еще раз перечитаем». И тут мы видим, что апостол Павел говорит о главенстве Христа над мужем, то есть муж — предстоятель перед Богом в молитве за свою семью. И если он действует с такой же любовью, защищает свою семью, чувствует свою супругу как часть себя, то, говорит мне жена, тут же действительно страх другой — «я боюсь это потерять». Это именно страх утраты духовной связи. Это как страх из детства — боязнь обхитрить, например, бабушку или дедушку, обидев их этим. Они не будут ругать, но еще страшнее, чем если бы отругали, поймать вот это ощущение, что они что-то недоговаривают или где-то внутри обиделись.
О том, как организовать Советы отцов в школах, чем конкретно они занимаются и могут заниматься, как происходит «распределение труда» среди пап и как отцам проникнуть в проблемы детей — читайте во второй части интервью. А о том, сколько минут «качественного времени» российские отцы уделяют своим детям и сколько должны уделять, и какие самые острые социальные вопросы папы сегодня решают сообща — читайте в финальной части интервью.
Алексей Чегодаев, председатель Совета отцов при Уполномоченном по правам ребенка города Москвы