Повышение квалификации
Досуг

Никола Вешний: что мы празднуем в этот день?

Никола Вешний: что мы празднуем в этот день?

Более девяти столетий назад на Руси появился праздник, который в народе называют Николой Вешним, а в церковном календаре — Перенесением мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Праздник этот для многих загадочный: для чего нужно еще одно воспоминание о святом? И почему похищение мощей отмечается у нас как радостное событие? В чем духовный смысл праздника? Ответим на эти вопросы по порядку.

Почему святителя вспоминают несколько раз в году?

На этот вопрос ответить проще всего: чем более популярен святой, тем больше с его именем связано праздников. В высшей степени это относится к святителю Николаю, епископу Мир Ликийских (сейчас это турецкая Анталья), жившему в конце III — начале IV века и прославившемуся уже при жизни своим заступничеством за невинно обвиненных. В более поздних житиях появляются рассказы о делах его милосердия, о чудесах и о благочестивом образе жизни святого:

«Он был нравом кроток и незлобив, смирен духом и избегал всякого тщеславия, — цитируем житие, составленное святым Димитрием Ростовским. — Одежды его были просты, пища — постническая, которую он всегда вкушал только один раз в день, и то вечером. Весь день он проводил в приличных его сану трудах, выслушивая просьбы и нужды к нему приходящих. Двери его дома были открыты для всех. Он был добрым и доступным для всех, сиротам он был отец, нищим — милостивый податель, плачущим — утешитель, обиженным — помощник и всем — великий благодетель».

Прижизненные, а еще больше посмертные чудеса — спасение пленников, спасение моряков от бури, вознаграждение тех, кто обращался к святому Николаю с молитвой, — сделали епископа едва ли не самым любимым святым христианского мира. Поэтому в церковном календаре святителя «много»: отмечается день его блаженной кончины — 6 (19) декабря, день Рождества святителя Николая 29 июля (11 августа) и праздник Перенесения мощей 9 (22) мая. Декабрьский праздник назван на Руси Николой Зимним, а весенний — Николой Вешним (или Летним), с этими датами связано множество крестьянских обычаев и суеверий. Добавим, что Русской Церковью также совершается память явления Великорецкого образа святителя Николая (7 (20) июня) и Принесение чудотворного образа в Москву (в один день с Рождеством 11 августа). Но помимо общей причины установления праздника Перенесения — народной любви — должна быть частная, конкретная. Поговорим о ней.

Когда был установлен праздник?

Мощи особенно почитаемого святого после его смерти живут как бы своей жизнью, имеют собственную «биографию». Важнейшему событию в этой биографии и посвящен Никола Вешний. После кончины святителя его останки хранились на кладбище города Миры — над могилой со временем был выстроен храм, который, как и весь город, страдал от грабительских, захватнических рейдов арабов-мусульман. Но мощи, в конце концов, были вывезены вовсе не иноверцами, а христианами — купцами из итальянского города Бари. Согласно латинским источникам, им удалось найти и вскрыть могилу святого, несмотря на сопротивление жителей Мир Ликийских, следивших за гробницей монахов. Не вполне понятно, чем руководствовались барийцы. Ученые предполагают, что так они хотели упрочить политическое и экономическое влияние своего города. Но возможно, ими руководили и религиозные мотивы, ведь святителя Николая почитали и на латинском Западе, в том числе в области Апулия. В славянском «Слове о перенесений мощей Николая Мирликийского» дело представлено совсем по-другому: жители Бари предприняли экспедицию, чтобы спасти мощи от мусульманских захватчиков по личной просьбе самого святителя, который явился во сне «благоверному и христолюбивому священнику» из Апулии. Участники экспедиции не встретили никакого сопротивления — более того, двое из монахов отправились в Бари, сопровождая мощи.

«Увидели же баряне, что пришли с мощами святого Николы из Мир, и вышли все горожане встречать его, мужи и жены, от мала и до велика, со свечами и с фимиамом, и приняли его с радостью и великою честью, и положили его в церкви святого Иоанна Предтечи у моря».

Тем самым — так считает русская традиция — мощи святого были спасены от осквернения и уничтожения. Можно сказать, что примирительная интонация древнерусского текста легла в основу праздника 9 (22) мая. Кто и когда установил праздник на Руси — это сложнейший вопрос, над которым бьются историки. Ясно только, что это произошло в конце XI века. И, вероятно, по политическим мотивам: Русь стремилась подчеркнуть высокий статус и независимость от Константинополя Киевской церковной митрополии. Возможно, для этого были использованы святыни — подлинные частички мощей святителя, привезенные с Запада. Но как часто бывает в истории Церкви, политическая составляющая забывается, духовный же смысл остается.

В чем смысл праздника?

Современники перенесения (или похищения) мощей по-разному воспринимали это событие: жители Константинополя скорее как трагедию, а жители Южной Италии — как свидетельство божественного попечения о святыне, о чем свидетельствуют сохранившиеся поэтические тексты того времени. А вот на Руси Перенесение мощей имело, пожалуй, иной смысл, о котором говорят, прежде всего, богослужебные тексты:

Давайте прочитаем отрывки из праздничных стихир:

«На не́бо доброде́телей возше́д превысо́ких,
чудотво́рец яви́лся еси́ в Ми́рех, сла́вне:
те́лом в Ба́ре почива́я,
ду́хом везде́ ве́рныя посеща́еши
и вся от бед изыма́еши,
досто́йно честь прие́мля,
во святи́телех прославля́ешися,
Христо́в уго́дниче блаже́нне.
Тя ны́не моле́бно призыва́юще,
уми́льно глаго́лем:
помоли́ся, святи́телю Нико́лае, Спа́су всех
умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша…»

и еще:

«Не от Ба́ра ны́не призыва́ем тя,
но от го́рнего Иерусали́ма,
иде́же ра́достно лику́еши со апо́столы, и проро́ки, и святи́тели».

Богослужебный текст ясно проводит мысль: где бы ни находился святой телесно, где бы ни лежали его мощи, его дух действует где хочет. Точнее сказать, он пребывает там, где и всякий святой, то есть со Христом и Его Церковью. Одновременно и небесной — в сонме апостолов, пророков и святителей — и земной, вместе с теми, кому требуется его поддержка, защита, ходатайство перед Богом. Удивительным образом, литургическая поэзия, констатируя политическую, историческую реальность, указывая, что мощами святителя владеют вовсе не православные, эту реальность отменяет, подчеркивает ее второстепенность.

Поддержать