Повышение квалификации
Образование

Лучшие советские мультфильмы — это сокровищница: дарит детям образцы поведения, а педагогам — идеи и вдохновение

Лучшие советские мультфильмы — это сокровищница: дарит детям образцы поведения, а педагогам — идеи и вдохновение

О феномене анимации размышляет профессор Наталья Федоровна Виноградова, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, лауреат премии Президента РФ в области образования, заслуженный деятель науки РФ, заведующая Лабораторией начального общего образования ФБГНУ «Институт стратегии развития образования».

Наталья Федоровна Виноградова

— Поздравляю с Днем российской анимации! Для вас и всех наших читателей он мог бы стать одним из любимейших в календаре.

— Спасибо. Я люблю российскую анимацию, но особенно мультфильмы советского периода. Это настоящая сокровищница идей, образов и педагогических заготовок. Поверьте моему опыту: в советских мультфильмах все имеет глубокий нравственный смысл и словно уже приготовлено для того, чтобы учитель (воспитатель) использовал их на уроках духовно-нравственной культуры. В этих лентах педагог найдет верный нравственный вектор для обсуждения с детьми любых ситуаций: взаимоотношения в семье, дружба, взаимопомощь, защита Родины, патриотические чувства, отношение к природе, положительные и отрицательные черты характера…

— Кому-то может показаться удивительным даже мысль, что мультфильм может выполнять такую роль — рассказывать о нравстенности…

— Мы сейчас не говорим об американских или японских мультфильмах, которые дети смотрят дома. Это отдельная больная тема. В федеральный государственный стандарт на этот счет даже введено специальное требование к формированию у младших школьников информационной грамотности и информационной безопасности.

У нас с вами есть национальное достояние — советские мультфильмы, которые через показ житейских ситуаций воспитывают в детях добрые чувства: отзывчивость, взаимопонимание, взаимопомощь.

Сегодня как никогда актуально звучит закон классической педагогики: «Задачи нравственного воспитания успешно решаются тогда, когда педагог (учитель, родитель, любой взрослый) и его воспитанники находятся не рядом, а вместе». Современные «телефон-компьютер-интернет-телевизор» — это средства быть рядом. Советские мультфильмы всегда смотрели, обсуждали, переживали вместе. В этой совместной эмоционально-коммуникативной деятельности возникала мотивация принятия правил нравственного поведения.

В речи речи существует приставка «со-», с помощью которой образуются очень важные слова: со-чувствие, со-переживание, со-действие… Маленький ребенок должен не только иметь эти слова в своем лексиконе, но и уметь воплощать их в нравственно ценных действиях и поступках. Только в этом случае мы можем говорить о воспитании нравственности. И любой педагог понимает, как сложен этот путь.

— Часто спрашивают, почему дети так любят мультфильмы? Взрослые тоже любят анимацию, но это очень разная любовь. Как это объяснить?

— Если взрослый включает на своем компьютере мульфильм, то для него это просто развлечение, которое не оказывает влияния на его повседневную жизнь. Для ребенка любой мультфильм — урок жизни. Это реальная ситуация, с которой он может повстречаться завтра, послезавтра… когда-нибудь. Мультфильмы приглашают его примерить на себя увиденное в ролевой игре. Это очень актуальный вид деятельности для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они стремятся не только проиграть те действия, которые они увидели на экране, но — и это очень важно — сделать их для себя личностно значимыми. Поэтому все мы хотим, чтобы ребенок адекватно реагировал на происходящее в мультфильме: одобрял и хотел подражать положительным поступкам и осуждал любые разрушительные деяния.

Если вы покажете детям документальное кино о том, как мальчик перевел старушку через улицу, — какая у них будет реакция? Я думаю, никакой. Совсем иначе младшеклассники отреагируют, когда увидят ту же сценку в мультфильме. При этом учитель должен начать диалог. Он спросит: «Почему эта сценка называется “Просто старушка”? Бывало ли с тобой такое? Как бы ты поступил на месте мальчика?»

— И весь класс дружно ответит: «Конечно, мы поступим, как этот мальчик».

— Верно. Но главное то, что в результате этой маленькой этической беседы каждый ребенок примерит ситуацию на себя. И поймет: делать добрые дела можно незаметно, без героизма и пафоса, а потому, что в беду попала «просто старушка». Вот это и есть ситуация нравственного (каждодневного!) выбора, которую нам педагогически грамотно подавали советские мультфильмы. В них изображены не идеальные дети: они ошибаются, умеют или только учатся дружить, лидируют, подчиняются, бывают эгоистами и проявляют глубокие добрые чувства. Герои советских мультфильмов — живые! Поэтому с ситуациями вокруг них учитель всегда может сверяться, как со стрелкой компаса: она всегда указывает в правильном направлении.

— Ваши любимые мультфильмы, которые бы вы посоветовали всем учителям?

— Я советую брать для уроков духовно-нравственной культуры советские мультфильмы по русским сказкам. В этих маленьких шедеврах нет ничего случайного. Нравственная составляющая в них продумана и выверена с начала и до конца. Если представить себе произведения искусства в виде шкалы цветов, то советские мультфильмы по русским сказкам несут в себе благородный белый цвет. Эта анимация создавалась как воплощение чистоты — визуальной и нравственной.

— За это их критикуют, называют слишком «чистенькими»…

— Я всегда задаю вопрос: почему? Ну как же, возражают мне, в этих мультфильмах нет драной одежды, лохматых голов или не пойми каких героев — не то положительных, не то отрицательных, которые якобы нравятся современным детям.

На это я отвечаю, что в жизни современного ребенка не хватает именно чистоты. Вы знаете, что современные дети при цветовом тестировании редко выбирают белый цвет? Когда у них все плохо, они предпочитают темные цвета, а в остальное время — все сочное и яркое. Белый цвет связан с духовной чистотой, а это явление детям пока непонятно. Как, впрочем, и многим взрослым, к сожалению…

В этой связи я часто вспоминаю один из моих любимых мультфильмов «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» («Союзмультфильм», 1951 год). В нем нет ни одного мгновения, которое не было бы насыщено глубоким нравственным смыслом. Искренность, дружба, доброта, преданность, верность… И снова: чистота. Посмотрите, как чисто, как тщательно прибралась царевна в жилище семи богатырей (а ведь она их еще не видела!), как красиво расстелила скатерть и расставила приборы. Вроде бы пустяк, но сколько это дает для характеристики духовной чистоты человека. Удивитесь тому, какая эта девочка распахнутая, щедрая, как радушно встречает гостей. Я говорю об эпизоде, в котором злая старуха приходит ее извести. Казалось бы: прогони эту ведьму, на которую лает собака. Но нет, царевна встречает ее душевно. Она не может по-другому. В этом ее чистота, открытость.

Можно разбирать с детьми любой эпизод этого мультфильма: это глубоко нравственный и очень позитивный фильм.

— Существует утвержденный список мультфильмов для просмотра дошкольников. В него включены и современные мультфильмы. Как вы относитесь к сериалу о Маше и Медведе?

— Замечательно! Правда, в некоторых экстравагантных эпизодах может возникнуть мысль: «Укусила бы эту Машу!» (шучу!). Я бы обратила особое внимание детей на то, как ведет себя в сложных нравственных ситуациях Медведь. На примере этого очаровательного мишки можно показывать младшеклассникам ценности терпения, заботы, любви к ближним. Дал бы подзатыльник Маше — и все бы встало на свои места. Нет, Медведь улыбчив, терпелив, заботлив, внимателен. Он хочет, чтобы девочка сама поняла: нельзя себя так вести.

Этот мультфильм помогает обсуждать с детьми острые нравственные ситуации из повседневной жизни. Наверное, авторы сценария не случайно сделали Медведя главным героем — воспитателем Маши. Может быть, сценаристы учитывали характер реального зверя: настоящий живой медведь никогда первым не проявит агрессию, если не почувствует ее в человеке. Он постарается тихонько уйти. Но как только он понял, что человек настроен агрессивно, вот тогда он может напасть. Герой «Маши и Медведя» — добродушный, достаточно мягкий и прощающие «ужасные» поступки девочки. Но именно таким и должен быть воспитатель!

— Если учитель захочет включить в свой урок достижения советской или российской анимации, о чем он должен прежде всего позаботиться?

— Не надо показывать на уроке мультфильм целиком, даже если он короткий. Решите, какой эпизод понадобится вам для обсуждения. Позаботьтесь о том, чтобы он создавал возможность высказать разные точки зрения и обеспечивал пространство для совместного обсуждения с детьми. Приготовьтесь задавать вопросы: чем все закончится? вы поступили бы так же? это правильный поступок?

Эффект я вам гарантирую: дети пропустят через себя любой кусочек доброго советского или российского мультфильма и обязательно сделают правильные выводы.

А мы, взрослые, должны пользоваться тем, что в этом возрасте они еще очень любят мультики и доверяют им.

Беседовала Светлана Кириллова

Российские и советские мультфильмы по темам:

 О защите Родины и патриотических чувствах

  • «Василек» («Союзмультфильм», 1973, реж. Стелла Аристакесова, 0+)
  • «Солдатская сказка» («Союзмультфильм», 1980, реж. Лидия Сурикова, 0+)
  • «Партизанская Снегурочка» («Киевнаучфильм», 1981, реж. Ирина Гурвич, 0+)
  • «Солдатская лампа» («Союзмультфильм», 1984, реж. Кирилл Малянтович, 0+)
  • «Сказ о Евпатии Коловрате» («Союзмультфильм», 1985. Реж. Роман Давыдов 0+)
  • «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006, реж. Илья Максимов, 0+)
  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (2007, реж. Владимир Торопчин, 0+)
  • «Легенда о старом маяке» (1976, реж. Витольд Бордзиловский, 6+)
  • «Крепость: щитом и мечом» (2015, реж. Федор Дмитриев, 6+)
  • «Три богатыря и Морской царь» (2016, реж. Константин Феоктистов, 6+)

 Для детей старше 12 лет:

  • «Князь Владимир» (2004, реж. Юрий Кулаков, 12+)
  • «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004, реж. Константин Бронзит, 12+)

 О добрых чувствах, взаимопомощи и выручке:

  • Сказки-мальтфильмы В. Сутеева: «Это что за птица?» («Союзмультфильм», 1955) «Кораблик» (1956), «Грибок-теремок» (1958), «Кто сказал “мяу”»? (1962), «Петух и краски» (1964), «Кот-рыболов» (1964), «Дядя Миша» (1970), «Мешок яблок» (1974),
  • «Варежка» (1967)
  • «12 месяцев» («Союзмультфильм», 1956, реж. Иван Иванов-Вано, 0+)
  • «Снежная королева» («Союзмультфильм», 1957, реж. Лев Атаманов, 0+)
  • «Яблоко», «Палочка-выручалочка» («Союзмультфильм», 1962, реж. Леонид Амальрик, 0+)
  • «Крокодил Гена» («Союзмультфильм», 1969, реж. Роман Качанов, 0+)
  • «Бременские музыканты» («Союзмультфильм», 1969, реж. Инесса Ковалевская, 0+)
  • «Щелкунчик» («Союзмультфильм», 1973, режиссер Борис Степанцев. 0+)
  • «Крошка Енот» («Союзмультфильм», 1974, реж. Олег Чуркин, 0+)
  • «Кот Леопольд» (сериал, первый сезон, «Союзмультфильм», 1975, реж. Анатолий Резников, 0+)
  • «Просто так» («Союзмультфильм», 1976, реж. Стелла Аристакесова, 0+)
  • «Летучий корабль» («Союзмультфильм», 1979, реж. Гарри Бардин, 0+)
  • «День доброты». В сборнике «Маша и Медведь»
  • «Дом для Кузьки» («Союзмультфильм», 1984, реж. Аида Зябликова, 0+)
  • «Большой Ух» («Союзмультфильм», 1989, реж. Юрий Бутырин, 0+)

О дружбе:

  • «Заколдованный мальчик» («Союзмультфильм», 1955, реж. Владимир Полковников, 0+)
  • «Грибок-теремок» («Союзмультфильм», 1958, 0+)
  • «Котенок по имени Гав» («Союзмультфильм», 1976, Лев Атаманов и другие, 0+).
  • «Трое из Простоквашино» («Союзмультфильм», 1978, реж. Владимир Попов, 0+)
  • «По дороге с облаками» («Союзмультфильм», 1984, реж. Юрий Бутырин, 0+)
  • «Звездные собаки: Белка и Стрелка» (2010, реж. Святослав Ушаков, 0+)

О положительных и отрицательных чертах характера:

  • «Вовка в Тридевятом царстве» («Союзмультфильм», 1965, реж. Борис Степанцев, 0+)
  • «Синяя птица» («Союзмультфильм», 1970, реж. Василий Ливанов, 0+)

Об обмане:

  • «Приключения запятой и точки» («Союзмультфильм, 1965, реж. Николай Федоров, 0+)

О смелости:

  • «Волшебное лекарство» («Союзмультфильм», 1982, реж. Роман Качанов)

Осуждение жадности:

  • «Кот-рыболов» («Союзмультфильм», 1964, реж. Владимир Полковников, 0+)
  • «Дядя Миша» («Союзмультфильм», 1970, реж. Юрий Прытков 0+)

О лживости:

  • «Нехороший мальчик» (2003, реж. Олег Ужинов, 0+)

О щедрости:

  • «Мы делили апельсин» («Союзмультфильм», 1976, реж. Галина Баринова. Выпуск «Веселая карусель» № 8, 0+)

Об отношении к природе:

  • «Девочка и слон» («Союзмультфильм», 1969, реж. Леонид Амальрик, 0+) 
  • «Тигренок на подсолнухе» («Союзмультфильм», 1981, реж. Леонид Носырев, 0+)

 О семье и взаимоотношениях членов семьи:

  • «Волшебное кольцо» («Союзмультфильм», 1979, реж. Леонид Носырев, 0+)
  • «Мама для мамонтенка» («Союзмультфильм», 1981, реж. Олег Чуркин, 0+)
  • «Ничуть не страшно» («Союзмультфильм», 1981, реж. Леонид Каюков, 0+)
  • «Волк и теленок» («Союзмультфильм», 1984, реж. Михаил Кеменецкий, 0+)
  • «Сказ о Петре и Февронии» (2017, реж. Юрий Рязанов, Юрий Кулаков, 6+)
Понравился материал? Поддержите нас!
Все материалы создаются благодаря пожертвованиям наших читателей. Для регулярной оплаты авторов, дизайнеров и работы сайта нам нужна Ваша поддержка. Журнал «КлеверЛаб» - некоммерческий проект, ваши пожертвования дают возможность создавать больше материалов про воспитание и образование наших детей.
Поддержать
От редакции
Мы продолжаем собирать вопросы, которые задают дети на уроках по предмету «Основы православной культуры» (ОПК) и на которые, быть может, нелегко ответить учителю.
Напишите нам: redactor@clever-lab.pro