Повышение квалификации
Мнения

Кибершкола жизни: фиджитология по воскресеньям

Кибершкола жизни: фиджитология по воскресеньям

Чем фиджитал-спорт полезен? Чему учатся дети в воскресной кибершколе «Живая традиция» и как им это пригодится в жизни? Почему Церковь обратила внимание на киберспорт и цифровое образование?

В первой части своего интервью иерей Игорь Бирюков рассказал о том, как поставить киберспорт на службу духовно-нравственного воспитания детей и какие использовать методы борьбы с угрозами цифровой реальности. Сегодня председатель комиссии по физической культуре и спорту Армавирской епархии, преподаватель кафедры философии, права и социально-гуманитарных наук Армавирского государственного педагогического университета расскажет о прикладной пользе фиджитал-спорта для детей, поделится педагогическим опытом, накопленным за время работы воскресной кибершколы при храме, где он служит настоятелем.

«Кибербатюшка», как его называют в педагогических кулуарах, иерей Игорь Бирюков, основатель и директор АНО ДО «ПроСвет» — организации дополнительного образования в сфере компьютерного спорта и цифровых дисциплин. А слава о воскресной кибершколе «Живая традиция» при храме святителя Митрофана Воронежского станицы Прочноокопской, где иерей Игорь Бирюков служит настоятелем, распространилась далеко за пределы Армавирской епархии.

— Отец Игорь, в конце нашего предыдущего разговора мы вплотную подошли к теме использовании в педагогике уже упомянутого вами комбинированного формата объединения двух реальностей — «фиджитал»? Можно об этом поподробнее — в чем суть?

— У нас был замечательный разговор с профессором Московского государственного университета спорта и туризма Плешаковым Владимиром Андреевичем — автором теории фиджитологии, киберсоциализации, которую я буду интегрировать в свою работу, в том числе научную, в Армавирском Государственном педагогическом университете, где я преподаю, потому что задача работы со студентами, именно с будущим педагогическим составом, в направлении фиджитологии и киберспорта, руководством университета поставлена.

Что такое фиджитал спорт — это современное двоеборье, в котором происходит совмещение двух направлений в одном — реальности и «цифры». Например, сначала дети играют в футбол на приставках, а потом переходят на площадку к реальному мячу, воротам и соперникам. Вот еще один способ вытащить геймеров на спортивную площадку.

Здесь тоже есть свои подводные камни. На примере футбола. К турнирам по фиджитал-спорту пока удается привлечь не геймеров, чтобы вывести их на спортплощадки, а, наоборот, футболисты садятся за приставки. Ну, потому что все хотят победить, а у футболистов пока больше шансов в победе на приставке, чем у геймеров на поле… Вот и приглашают в свои команды в основном футболистов, к сожалению.

— А чем для вас важен фиджитал-спорт? Что с ним делать-то помимо борьбы с атрофией мышц геймеров?

— Для меня, прежде всего, важен прикладной аспект — те навыки, та возможность, которые помогут детям в будущем найти себя, то есть найти свою профориентацию. «Лазертаг», например — автоспорт или гонка дронов (в виртуале и в реале). Там, где дроны, там сегодня и военно-прикладные вещи, и сельское хозяйство и общественный транспорт и грузовые, не только авиа, но и морские, железнодорожные и прочие наземные беспилотные перевозки, и вездеходные все эти вещи на севере и много чего еще. Мы понимаем, что за этим будущее.

Здесь и психологический аспект подготовки ребенка присутствует, его темперамент играет важную роль. Более усидчивые флегматики — для них дальние расстояния, монотонная работа, а для сангвиников больше подойдут быстрые, динамичные истории — «пилить через тундру» им будет скучно. Соответственно, мы уже можем определить — к какой работе с помощью цифровых технологий, фиджитал-средств, дети будут более способны. Важный аспект, чтобы помочь им с профориентацией.

И в нашей воскресной школе мы тоже делаем упор на прикладной аспект — это игровое програмирование, гонки дронов (работа на симуляторах), это графика с помощью графического планшета — основы рисунка, анимации. Основы 3D-дизайна, начиная с конструирования простейших предметов быта и заканчивая проектировкой монастырских комплексов. Чем не будущая профессия — архитектор? Тот же графический дизайн — это и основы религиозного рисунка, обучение иконописи в дальнейшем…

А что такое, к примеру, создание игр? Когда мы создаем персонажа, мы можем прекрасно говорить с детьми о создании человека, то есть, как Господь творит человека из праха земного, зачем, что, почему… Когда мы говорим о других аспектах — милосердии, взаимопомощи, о духовно-нравственных категориях, тут мы как раз можем говорить о примерах командной коммуникации — игрового взаимодействия между собой, взаимовыручки, помощи. Это те вещи, которые можно увязать — взять мировоззренческий аспект ребенка и когнитивно его вот к этим ценностям подтолкнуть.

В воскресной школе «Живая традиция» сегодняшняя жизнь гармонично укладывается в 
традиционные основы.

— А почему ваша воскресная «кибершкола» называется «Живая традиция»? Что в цифровом мире настоящего и будущего традиционного?

— Почему воскресная школа называется «Живая традиция» — это важно. Мы в основе святоотеческой традиции продолжаем жизнь, которая сейчас идет, потому что не стоит все-таки уходить в архаику — мы всегда должны смотреть и адаптировать то, что в сегодняшней жизни есть. Всегда это в истории было, всегда были определенные фильтры, всегда была определенная настороженность к новым веяниям, но, как показывает время — все становится на свои места и, с Божьей помощью отечество продолжает шествие по своему историческому пути. Возьмем пример Митрофана Воронежского, в честь которого назван наш храм, — он был передовым святителем и, в том числе благословил Петра I на создание передовых инженерных войск, строительство флота нового, которые были просто необходимы стране на этом историческом этапе.

Ученики воскресной школы одинаково прилежны и в храме, и в компьютерном классе

— А есть какой-то характерный пример цифровизации церковной жизни?

— Мы в своей школе планируем приобрести медиаклавиатуры для «списывания» цифровых распевов. Мысль такая — у любого регента (главы церковного хора) толстенная кипа папок с нотами церковных песнопений. Но чаще всего, они используют один-два распева. Остальные просто похоронены. И вот мы начинаем с помощью технологий их оживлять — на музыкальный нотный ключ вбивать ноты, соединять многоголосье. И ребенок уже создает композицию, которая начинает звучать. Он может ее прослушать, он может ей поделиться. Это все — сведение, микширование — вещи, которые тоже в будущем могут ребенку пригодиться в профессии звукорежиссера, например. Так что двойная польза — и знакомство с музыкальным редактором для детей, и оживление вот этих песнопений, которые, возможно, никто и никогда бы не услышал, во всяком случае, на приходе.