Продолжаем помогать отвечать на каверзные детские вопросы, которые любого взрослого поставят в тупик. Недавно нам пришло письмо от учеников 5 класса с вопросом о прародителях рода человеческого, и мы обратились за помощью к диакону Николаю Серебрякову, доценту кафедры библеистики Богословского факультета ПСТГУ.
Ученики 5 класса:
«Есть ли достоверные источники (если да, то какие), в которых обозначено место захоронения Адама и Евы. Изучали ли их подробно?».
Диакон Николай Серебряков:
Конечно, этот вопрос очень сложный. С одной стороны, ожидать каких-либо исторически достоверных сведений о месте захоронения Адама и Евы не приходится. О таких отдалённых событиях истории человечества мы практически ничего конкретного не знаем, и такие науки, как история и археология, нам здесь не помощники. А Св. Писание, которое только и могло бы нам что-то об этом сказать, говорит только о факте смерти Адама (Быт. 5:5) и больше ничего.
Но даже если бы в Библии были такие сведения, то вряд ли бы они нам помогли. Ведь библейскую географию мы часто совсем не понимаем, вспомните хотя бы четыре райские реки в Быт., гл. 2 или землю Уц в книге Иова.
Что говорить об Адаме, если мы даже не знаем, где конкретно погребен куда как более близкий к нам по времени жизни прор. Моисей (XV в.)? Вроде бы и Писание прямо указывает, что Моисей был погребен «в земле Моавитской против Беф-Фегора» (Втор. 34:6), но при этом дальше добавляет: «и никто не знает места погребения его даже до сего дня». Если уж для современников Моисея это была тайна, то, что говорить о нас, кто даже не очень-то знает, где находился упомянутый Беф-Фегор. И такая ситуация практически со всеми персонажами Библии. Так что с местами погребения все очень сложно.
С другой стороны, известно предание о том, что Адам погребён под Голгофой, и, как считается, именно поэтому на иконах Распятия (или на резных его изображениях) внизу показан череп и кости. Но это предание достаточно позднее относительно ветхозаветных времен, и, видимо, чисто христианское. Возможно, самым древним из известных источников этого предания является комментарий Оригена на Евангелие от Матфея (на Мф. 27:33)*, который относится к середине III века. После Оригена это предание повторяют некоторые св. отцы (свт. Иоанн Златоуст в Беседах на Ин., 85:1, видимо, свт. Епифаний Кипрский в Панарионе, 44(64):72 и др.), а другие даже спорят с ним (блж. Иероним в Толковании на Мф. 27:33).
А вот откуда сам Ориген взял это предание, не совсем понятно, тем более, что и пишет он об этом очень неопределенно: «дошло до меня некоторое предание» (ср. «некоторые говорят» у свт. Иоанна Златоуста).
Действительно, в более или менее древних, еще иудейских апокрифах, таких как «Книга юбилеев» (~II в. до РХ), или «Жизнь Адама и Евы» (также известный как Апокалипсис Моисея, который, возможно, восходит к I в.), или «Завещание Адама» (II-V вв.), где упоминается смерть первого человека, местом его погребения называется рай (или его окрестности) или же это место вообще не указывается. Т.е. о Голгофе или хотя бы об Иерусалиме там нет никаких упоминаний.
И лишь только в сирийском христианском апокрифе VI-VII в. «Пещера сокровищ» данное предание о Голгофе приводится, причем достаточно подробно – дескать, Ной перед потопом взял тело Адама из места его погребения (это и есть «пещера сокровищ») возле рая и поместил в ковчег, а его сын Сим вместе с другим известным библейским персонажем Мелхиседеком (см. Быт. 14: 18-20) уже после потопа перенесли останки Адама на Голгофу и там погребли их.
Скорее всего, данное предание имеет больше не исторический, а символический характер. В христианской традиции с апостольских времён проводится параллель между Адамом и Христом, Который называется Новым (Вторым) Адамом. Поэтому многие детали жизни Адама сопоставляются с событиями земной жизни Спасителя. В связи с этим, видимо, и стало считаться, что Адам должен быть похоронен там, где пострадал и умер Христос, чтобы Кровь Спасителя омыла прах Адама, что символизировало бы спасение первого человека.
* см. англ. перевод — The Commentary of Origen on the Gospel of St Matthew / Transl., Intr., Annot. by R.E. Heine. V. 2. Oxford University Press, 2018. P. 740, Series 126