«Клевер Лаборатория» при поддержке Фонда президентских грантов запускает Медиашколу «Со смыслом» для студентов и молодых специалистов, где ведущие профессионалы отрасли научат их создавать не только вовлекающий, но и осмысленный контент, понимать его значимость и влияние. Мы попросили ментора одного из направлений обучения, посвященного аудиовизуальному контенту, заместителя проректора УрФУ по информационной политике Дмитрия Бенеманского рассказать о том, что необходимо знать и уметь тележурналисту, видеоблогеру и создателю аудиоподкастов сегодня.
— Дмитрий, эффективность аудиовизуального формата контента для восприятия сегодняшнего потребителя сложно переоценить. В чем феномен его успеха?
— Аудиовизуальный контент можно уже последние лет двадцать назвать суперактуальным. Как в одном хорошем советском фильме («Москва слезам не верит». — Прим. ред.): «Ничего не будет — будет одно сплошное телевидение». Всем набила оскомину фраза «мы все визуалы». Да, мы действительно все визуалы. Это научно доказано — 90% информации человек получает с помощью зрения, а потом уже подключает всё остальное.
И производители контента, и крупные бренды, и средства массовой информации — все, кто занимается медиа, — в какой-то момент поняли, что даже снятый на скорую руку и непрофессионально смонтированный ролик гораздо больше воздействует на аудиторию, чем любой текст.
— Как думаете, аудиовизуальный контент вытеснит остальной, классический, текстовый?
— Я бы сильно не переоценивал аудиовизуальный контент. Остаются люди, которые любят читать тексты. Сколько предрекали смерть газетам? Ничего не умерло. Есть люди, которые в формате коротких новостей в соцсетях читают новости, а есть те, кто любит читать большие аналитические статьи. В каком бы виде они не были. Но все платформы тем не менее внедряют видео — короткие видео, гифки, а также аудио — в виде подкастов.
— Тем не менее в схватке за внимание потребителя «ролик против текста» побеждает чаще всего ролик, а вот в схватке «ролик против ролика» как победить?
— Очень важна подача такого контента. Она остается приоритетной для тех, кто его готовит. Даже с позиции конкуренции. На нас ежедневно валится такое количество информации, что необходимо как-то выделяться на общем фоне. Это наглядно демонстрируют крупные видеохостинги.
В 2010-х, когда сильно развилась такая площадка, как YouTube, а интернет достиг таких скоростей, что мы могли смотреть потоковые видео, многим казалось — ну всё, сейчас просто бери телефон и — вперед. Тем более что смартфоны с каждым годом снимают всё лучше и лучше, превратившись в полноценные фото- и видеокамеры с функцией телефона. И все решили, что они теперь сами себе журналисты — снимай, заливай, и все будут смотреть. Оказалось, что нет. Так не работает.
Важно, что ты снимешь, как ты это смонтируешь, как ты это подашь, какую подготовительную работу ты проведешь. И, что особенно важно — как ты потом это всё дальше продвинешь: всё, что называется постпродакшеном. Всё это имеет огромное значение.
— С кондачка в блогах и влогах не получится…
— Вот именно. Абитуриенты, поступающие на наш журфак, почему-то уверены, что телевидение — это большая подготовительная работа, серьезная профессиональная журналистика, а быть блогером на YouTube, в «Дзене» или на любой другой платформе — это не сложно. Мол, тебя ничто не ограничивает, у тебя есть ты и камера — берешь и снимаешь. Потом, в процессе учебы, они понимают — неважно, работаешь ли ты на каком-то телеканале, вещающем на большую аудиторию, или ты сам себе канал. Когда ты сам себе канал, у тебя возникает даже гораздо больше ответственности. Тебе самому надо создать такой контент, который будет тебя отличать, запоминаться, заставит досмотреть его до конца и в итоге к тебе вернуться.
— Подготовка и тут играет немаловажную роль?
— Конечно, особенно если это интервью. Очень много зависит от подготовки, от выбранного спикера, но, как правило, если спикер выбран удачно и ты хорошо подготовился, а не просто — «ну, давайте, расскажите мне что-то там про то, чем вы занимаетесь», — то это интересно смотреть и слушать.
Неважно, какая это платформа — всё создаваемое требует сильного осмысления «до». Нужная ли, интересная ли тема, зайдет ли она, есть ли уже кто-то в этой нише, кто уже рассказывал об этом, как он это делал. Может, нужна какая-то специальная провокационная подача, чтобы завлечь слушателя. Например, первые пять секунд вы даете нарезку из ключевых, самых ударных и цепляющих фраз интервью, и зритель начинает смотреть всё, чтобы узнать, в каком контексте они были сказаны. Так что — подготовка, осмысление, сценарий, грамотная речь, владение языком — всё это очень важно.
— Что для этого нужно знать и уметь?
— Тебе нужно понимать, как работают не только короткие видео, но и часовые, почему видео с хорошими интервью смотрят, даже если они длинные. И это несмотря на то, что все вокруг говорят, что они «визуалы», им надо быстро и сейчас, и уверяют, что люди ничего длиннее трех минут не смотрят. Так что миф о том, что, когда ты сам себе блогер, всё очень просто, очень быстро развеивается. Чтобы снять видео, надо подготовить текст, хорошо бы иметь сценарий, понимать основы монтажа, съемки, знать, что такое композиция, как выстроить кадр, себя в этом кадре, как выставить свет, как правильно вести разговор, если это интервью. В любом случае надо уметь работать с текстом, даже если ты думаешь, что ты великий видеопроизводитель.
— Законы построения текста для телевидения, радио и печатных СМИ у каждого свои, так ведь?
— Да, форматы текстов для разных жанров подачи контента сильно отличаются. Я, кстати, постоянно сталкиваюсь с этим на своей работе. Например, какая-то кафедра присылает мне текст видеообращения ректора, которое мы должны снять по случаю какого-либо мероприятия. Обычно это большие сложносочиненные предложения, в которых одно накручивается и наслаивается на другое. Такой текст, наверное, можно прочитать и понять, но только если ты видишь его в книге. А вот когда человек начинает проговаривать это на видео, понять, о чем речь, совершенно невозможно. Удержать эту фразу целиком даже интонационно нереально — все забудут к ее концу то, с чего она началась. Всё это надо превращать в короткие фразы, воспринимаемые на слух. Причем делать это, не теряя смысла и сути сказанного. Это только звучит просто, но на самом деле это очень непростая наука.
— А радио? Там же уже и картинки-то нет.
— А на радио и в аудиоподкасте всё еще сложнее. Когда смотришь видео, большую часть информации ты считываешь невербально — картинка дополняет звук. Но если это только звук, без картинки, строить разговор надо совсем по-другому. Поэтому для меня профессия радиоведущего — это что-то невероятное с точки зрения мастерства речи. Нужно одним только голосом воздействовать на аудиторию так, чтобы она считывала смыслы, которые ты никак по-другому передать не можешь.
— То есть подкасты — это не просто наговорил что-то в микрофон и всё сразу бросились это слушать?
— Нет, конечно, это очень сложная наука. Есть, например, такие подкасты, от которых есть ощущение, что ты как бы подслушиваешь чужой разговор. Но в этом, видимо, и весь смысл формата — два-три человека разговаривают, а ты включаешься и вроде как присутствуешь там, вместе с ними. А некоторые записывают подкаст так, что вроде и материал интересный, но то, как он произносится, с какой интонацией, как монтируется, строится, приводит к тому, что ты просто устаешь на какой-то буквально пятой минуте и отключаешься.
— Зрительский интерес ведь эволюционирует, а вслед за ним эволюционируют и способы подачи контента. Сейчас редакционные летучки начинаются не с обзора тем, а с разбора того, какие тексты и как посмотрели, что зашло, а что нет: трафик, глубина просмотра и так далее. И, конечно, с разбора — почему. Маркетинговым секретам успешности контента студентов Медиашколы тоже обучите?
— Безусловно. Маркетинг очень важен. Кто-то скажет, что это ужасно — мол, мы превратились в каких-то рекламщиков. Но сегодня любому журналисту, производителю подкастов или видео надо в буквальном смысле продавать контент. С этого начинаются летучки, и я вижу в редакциях вот эти бегущие экраны — чей материал читают больше. Охваты, просмотры, глубина и время погружения… Во многом это связано с тем, что крупные сетевые порталы продают рекламу и им важно зацепить читателя, оставить у себя. Но рекламу продают и журналы с газетами. Так что связка контента с рекламой и маркетингом неизбежна.
Журналисту приходится сегодня быть немножко психологом, немножко маркетологом, знать азы рекламного бизнеса, понимать, что людей больше привлекает.
— Полный чемодан софт-скилз?
— Мы стараемся, чтобы ребята были, как и во многих редакциях, в хорошем смысле многостаночниками. Там, например, уже во время стажировки они скачивают по три-четыре приложения, которые помогают быстро смонтировать видео. И пока ты едешь со съемки в редакцию, ты уже успеваешь собрать из того, что сам, помимо оператора наснимал, материал для соцсетей телекомпании, к примеру.
— Часто слышу: журналистика изменилась. Так ли это?
— Несмотря на эволюцию подачи контента, журналистика не изменилась — сам подход к грамотному изготовлению материала. Как и для печатной газеты 30–40 лет назад, тебе нужно понять, о чем ты пишешь, вложить какой-то смысл в то, о чем ты пишешь, подготовить комментарии экспертов, подготовить лид, придумать привлекательный заголовок. Все эти подходы сегодня просто перекладываются на какие-то новые технологии и другие площадки — на интернет-ресурсы, на социальные медиа. Там тоже есть формат статей — и «ВКонтакте», и в «Дзене», в других соцсетях. По большому счету, чем это отличается от газеты? Там есть заголовок, подзаголовок, вводка. Вопрос в построении самого текста и элементов его оформления — надо всё выстроить так, чтобы удержать читателя в этом тексте.
Когда говорят, что есть какая-то старая, замшелая журналистика, а есть вот эта новомодная, — это не совсем так. Поменялись каналы донесения информации, поменялась упаковка, но, по большому счету, быть грамотным и понимать, как строится текст, так же важно, как и прежде.
*Проект Медиашкола «Со смыслом» создан при поддержке Фонда Президентских Грантов.