Повышение квалификации
Досуг

Аниме, которые можно смотреть детям

Аниме, которые можно смотреть детям

Популярность японской анимации уже давно неоспорима: сериалы становятся международными хитами, полнометражные мультфильмы получают престижные кинопремии, а Хаяо Миядзаки недавно получил второй «Оскар» за свой шедевр «Мальчик и птица». Но вокруг аниме по-прежнему много предрассудков, и существует предубеждение, что детям его смотреть не стоит. Давайте разберемся, так ли это на самом деле.

Причин такого отношения к аниме много: в одних сериалах слишком сложные сюжеты, в других — специфический визуальный стиль, больше напоминающий кино, чем детские мультфильмы. Некоторые далекие от аниме зрители и вовсе считают, что в них нет ничего, кроме жестокости и пошлятины (такие жанры есть, но они строго маркированы «18+»). В общем, может показаться, что аниме — взрослый пласт культуры, а детям от него надо держаться подальше.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Аниме зародилось в Японии в начале XX века, вслед за развитием западной киноиндустрии. Ранние японские мультфильмы как и западные были созданы для детей, а основоположником современного аниме считают режиссера Осаму Тэдзуку — японского Уолта Диснея. В 1963 году начал выходить придуманный им сериал «Астробой», рассказывающий про мальчика-робота по имени Атом и его друзей. Черно-белое аниме про защищающих людей андроидов пользовалось огромным успехом на ТВ и позже получило несколько продолжений и ремейков.

Постепенно манги (японские комиксы) и снятое по ним аниме набирали популярность. Быстро сформировались несколько направлений или мета-жанров, ориентированных на разную возрастную аудиторию, на которые и разделилось аниме:

  • Кодомо (яп. 子供, «ребенок») — фильмы и сериалы для детей до 10–11 лет;
  • Сенэн (яп. 少年 — «мальчик,) и седзе (яп. 少女 — «девушка») — для подростков от 12 до 18 лет;
  • Сэйнэн (яп. 青年 — «молодой») и дзесэй (яп. 女性 — «женщина») — для молодых мужчин и девушек старше 18 лет.

КАТЕГОРИИ ДЕТСКОГО АНИМЕ

Как и следует ожидать от детского контента, произведения кодомо отличаются позитивными и жизнеутверждающими сюжетами. Среди излюбленных тем — дружба, стремление к мечтам, поиск приключений и преображение мира при помощи фантазии. И, конечно же, все поднимающиеся в кодомо-аниме морально-нравственные вопросы нацелены на воспитание и оформлены так, чтобы посыл дошел даже до самых юных зрителей. Есть несколько условных категорий, в которые вписываются почти все детские аниме, как полнометражные, так и многосерийные.

  • Адаптации западных произведений. Такие мультфильмы меньше всего похожи на то аниме, которое представляет себе массовый зритель, и скорее напоминают классические американские работы. Самый известный альманах таких аниме — серия «Театр Мировых Шедевров», выходившая на канале Fuji Television. В нее вошли 23 сериала, снятые по мотивам самых разных книг — от «Муми-троллей» Туве Янссон до «Отверженных» Виктора Гюго. Причем какими бы сложными ни были первоисточники, все аниме этой серии адаптированы для детей и не превышают рейтинг G («0+»).
  • Адаптации манги и японской литературы. Это самый большой пласт детского аниме, в него входят как уже упомянутый «Астробой», так и почти все популярные сериалы. Часто они перерастают в франшизы и обзаводятся соответствующими ответвлениями: видеоиграми, игровыми фильмами и сопутствующими товарами для аудитории всех возрастов. Такую трансформацию прошли, например, «Астробой», и «Дораэмон» — изначально сугубо детский контент разросся до таких масштабов, что в нем появились темы и товары, нацеленные на привлечение взрослой аудитории.
  • Произведения с оригинальным сюжетом. К этой категории относится бóльшая часть работ студии Ghibli — самой известной и титулованной аниме-студии, основанной Хаяо Миядзаки и Исао Такахатой. По сравнению с адаптациями оригинальные детские аниме появляются реже и чаще всего это полнометражные произведения.
  • Адаптация компьютерных игр. Эти аниме сразу создаются как части гигантских франшиз и пользуются огромным коммерческим успехом. Самые яркие примеры — «Покемоны» и «Соник X», популярность которых вышла далеко за пределы Японии. Таким сериалам, как правило, присваивают пограничный рейтинг PG (рекомендуется просмотр с родителями) в первую очередь из-за обилия боевых сцен. Тем не менее они относятся к метажанру кодомо.

ДЕТСКОЕ И ВЗРОСЛОЕ АНИМЕ: ОТЛИЧИЯ

Во-первых, в визуальном стиле. Кодомо-аниме больше всего похоже на привычную западным зрителям анимацию, его можно узнать по упрощенной рисовке без обилия мелких деталей, теней и текстур

Можете сравнить два культовых аниме 1990-х — кодомо «Покемон» (да, у этого сериала возрастное ограничение 0–12 лет) и седзе «Сейлор Мун». И там и там большие глаза и характерные для аниме пропорции, но в кодомо-аниме упрощенность форм заметнее.

Во-вторых, в детском аниме минимизированы сцены жестокости. Сражения чаще всего носят юмористический характер, а добро непременно побеждает. Для сравнения: уже в соседней возрастной категории сенен куда чаще встречаются герои с серой моралью, антигерои, поднимаются темы неоднозначности добра и зла. В кодомо-аниме все проще: есть герои, а есть узнаваемые с первого взгляда злодеи, которые гарантированно проиграют, но получат шанс на перевоспитание.

Также в детском аниме практически отсутствует фансервис — двусмысленные намеки, сексуализация персонажей, привлекающая подростков и взрослую аудиторию. Но есть один нюанс, который нужно учитывать: условная нагота в детских аниме не запрещена и часто демонстрируется в юмористическом или нейтральном контексте. Это могут быть дети в купальных костюмах, отдыхающие на пляже или смешно прикрывающиеся руками мальчишки, с которых по каким-то причинам послетали майки и штаны. То, что для японской аудитории обычное дело, западная может воспринять как что-то неприличное.

Некоторые детские аниме получают в разных странах завышенные возрастные ограничения из-за того, что вокруг них собирается взрослая аудитория, для которой производится более провокационный контент. Такое случается не только с аниме: специфика фанатского сообщества и переключение внимания создателей на взрослую аудиторию раздули возрастное ограничение американского детского мультика «Мой маленький пони: Дружба — это чудо» до «18+».

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В КРУГУ СЕМЬИ

«Дораэмон» (1979–2005)

Кибернетический кот Дораэмон отправляется в прошлое из XXII века, чтобы помочь ленивому мальчику Нобите научиться самостоятельности. У Дораэмона на животе есть четырехмерная сумка, в которой он хранит гаджеты из будущего на любой случай жизни. Нобита использует их, когда сталкивается с проблемами, но часто слишком увлекается, и бытовые неурядицы превращаются в целые приключения.

Это золотая классика аниме и самый длинный сериал в истории японского ТВ. «Дораэмон» начинался как манга и аниме, но превратился в огромную медиафраншизу, а синий кот-киборг — один из самых узнаваемых аниме-героев и визитная карточка Японии.


«Рыбка Поньо на утесе» (2008)

Любопытная рыбка Поньо, дочь колдуна и морской богини, сбегает из дома. Она хочет понаблюдать за людьми, но застревает в банке и оказывается на берегу. Там ее спасает мальчик Соскэ, в которого рыбка влюбляется с первого взгляда. И хотя она не может разговаривать с человеком, общий язык все равно быстро находится.

Этот мультик — квинтэссенция всего светлого, что есть в работах Миядзаки. Чудесная сказка с отголосками японской мифологии, рассказывающая о безусловной любви и об умении человека гармонично общаться с природой.


«Милый дом Чии» (2008–2017)

Маленький бездомный котенок Чи встречает на детской площадке мальчика Йохея, который тоже потерялся. Беда сплотила малышей, да и мама вскоре нашла своего сына и забрала его вместе с котенком домой. Но не все так просто: Йохей и его мама живут в квартире, в которой нельзя держать животных, а Чи все время портит вещи.

Это аниме мягко и без морализаторства учит детей тому, что животные — это не игрушки, а ответственность. В какие бы переделки ни попал котенок, семья будет его любить и всегда поможет.


«Муми-тролли» (1990–1992)

Юный муми-тролль живет вместе со своей семьей в муми-доме. Он часто находит волшебные предметы и исследует окрестности вместе с Снусмумриком, Крошкой Мю, Сниффом и другими друзьями. Это аниме создано в сотрудничестве с Финляндией и Нидерландами и входит в сборник «Театр Мировых Шедевров». Благодаря ему в 1990-х произошел настоящий бум муми-троллей, и эти персонажи стали известны по всему миру.


«Путь домой» (2018–2019)

Когда с космической исследовательской станции ушли все ученые, подопытные животные остались сами по себе. Команда насекомых решает самостоятельно вернуться домой и отправляется в захватывающее путешествие по планетам. И со временем они узнают, куда же делись люди. Трехмерная анимация все еще не часто встречается в аниме, и детские аниме-тайтлы (так в аниме называют произведения, объединенные общим названием, сюжетом, персонажами, элементами обстановки, коллективом создателей и характерной художественной манерой) стали полем для экспериментов, ведь детская аудитория проще и быстрее привыкает ко всему новому. В этом сериале сочетаются два вида графики — герои и обстановка нарисованы в 3D-стилистике, но периодически «просвечивается» стилистика мультфильмов и комиксов начала нулевых.


«Невероятные факты эволюции»

Почему у жирафа длинная шея? Пусть об этом расскажет сам жираф! А коалы объяснят, почему они спят большую часть жизни. Но только когда проснутся.

В этом необычном бессюжетном аниме, созданном в образовательных целях, герои-животные объясняются простым языком и рассказывают о своей жизни. Каждая серия состоит из нескольких небольших юмористических и музыкальных зарисовок, посвященных разным видам.

Поддержать