Повышение квалификации
Досуг

Страстная неделя: как ее провести?

Страстная неделя: как ее провести?

Что мы забыли сделать на Страстной седмице?

Нет, не приготовить творожную массу, не освятить куличи, не покрасить яйца во все цвета радуги и не прибраться до четверга в квартире. Все это народные обычаи — благочестивые, полезные, но с точки зрения православной веры — третьестепенные. Без всего этого на Страстной неделе верующий человек может обойтись. А без чего не может? Давайте вспомним.

Пройти путь со Спасителем

Весь Великий пост мы готовимся к Пасхе, то есть к встрече с Воскресшим Спасителем мира. А Страстная седмица — это самый интенсивный период подготовки, как последний рывок перед финишем, который должен быть самым сильным и победным. В эти дни Церковь предлагает верующим «насыщенную программу», целый ряд богослужений, непохожих на службы прочих праздников, призванных оживить в памяти страдание и смерть Господа. И правда, если мы хотим прикоснуться к таинству Воскресения, мы должны почувствовать то, что ему предшествует, то есть страдания и смерть Христа.

Великий понедельник

В понедельник Страстной седмицы Церковь вспоминает проклятие Господом бесплодной смоковницы и историю библейского патриарха Иосифа. Первую, потому что образ бесплодной смоковницы побуждает человека быть готовым к пришествию Спасителя, а второго — потому что он и его страдания считаются одними из прообразов страстей Христовых. «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения Христос истинный Бог наш…» — эти слова из богослужения Великого понедельника задают тон всей Страстной седмице.

Великий вторник

В этот день вспоминается обличение Христом книжников и фарисеев во время Его последней проповеди в Иерусалимском храме. Кроме того, в этот день вспоминается беседа Спасителя с учениками на Елеонской горе о кончине мира, Его втором пришествии и Страшном суде. Во время вторничной службы в храме читается целых четыре евангельских главы.

Великая среда

Богослужение Великой среды сравнивает и даже сталкивает двух евангельских персонажей: грешницу, помазавшую ноги Иисуса, и предателя Иуду. «Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглашашеся пребеззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное: сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу…»* — такими драматичными стихами наполнено богослужение Великой среды. Услышать их можно только в этот день.

Великий четверг

Этот день — воспоминание Тайной вечери, установления таинства Евхаристиии, омовения ног ученикам, Гефсиманского моления. Православные в чистый четверг стараются успеть исповедаться и причаститься, ибо Пасху надо встречать чистым, освободившись от грехов и дурных помыслов. Иногда в Великий четверг епископом, например Патриархом Московским и всея Руси, совершается особенный чин омовения ног, когда владыка в подражание Спасителю омывает ноги сидящим священнослужителям. Вечером в этот день совершается служба 12 евангелий — благовестие о страстях Спасителя, выбранное из всех евангелий и разделенное на 12 частей.

Великая пятница

Кульминация евангельской драмы. В этот день верующие пытаются прикоснуться к невозможному — к смерти Богочеловека. «Черная жемчужина» Великой пятницы — службы выноса и погребения Плащаницы. Это самый скорбный праздник в православном календаре — воспоминание о снятии тела Христа с креста и Его погребении. Кстати, Евангелие подчеркивает особенную роль женщин в этом событии, «Марии Магдалины и Марии, матери Иакова и Иосии, и матери сыновей Зеведеевых» (Мф. 27:56), которые оставались у Креста и участвовали в погребении, а затем первыми пришли ко гробу в день Воскресения.

Приобщиться к тишине

Между радостью Пасхи и скорбью Великой пятницы — тихая грусть Великой субботы. Христос погребается, сходит в ад, мы как бы затаив дыхание ждем Его возвращения со славой, ждем Нового творения и собственного обновления. «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом» — главное песнопение этого дня. Богослужение Великой субботы переполнено чтениями из Ветхого Завета, как раз и посвященным теме нового творения, Воскресения, обновления жизни. «Но в полночь смолкнут тварь и плоть, // Заслышав слух весенний, // Что только-только распогодь, // Смерть можно будет побороть // Усильем Воскресенья» — а это уже Борис Пастернак, услышавший то, что и мы можем услышать, если на Страстной седмице не забудем дорогу в храм…

Подготовиться к пиру

А как же куличи и пасха?.. Это народный (или используя умное слово — «паралитургический», то есть возникший наряду с православным богослужением и как бы в подражание ему) обычай. Во время Литургии на Пасху освящается пасхальный хлеб Артос, который затем раздается прихожанам. Возможно, освящение куличей и прочей пищи возникло как бы в подражание этой литургической практике: мы освящаем домашний «артос» для своей домашней церкви, для своего малого прихода. Второй, более простой смысл — Церковь благословляет ту пищу, которой прихожане предполагают разговляться после пасхального богослужения. В таком случае, кстати, имеет смысл освящать именно скоромную пищу.

Само собой, телесная трапеза, даже освященная Церковью, куда менее важна, чем трапеза духовная, трапеза Пасхальной литургии, Пасхального пира, для подготовки к которому и нужна вся Страстная седмица. «И… чревоугодник веселится о субботе и о воскресном дне, — пишет преподобный Иоанн Лествичник, — во время поста считает, сколько осталось до Пасхи; и за много дней до нее приготовляет снеди. Раб чрева рассчитывает, какими снедями почтить праздник; а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему обогатиться».

Забыть о суете

Чего нужно избегать на Страстной неделе, так это чрезмерного внимания к внешней стороне праздника. Главный критерий — если внешнее, например «пасхальные» дела по дому, «убивает» радость, мешает молитвенному настрою, то участие в этих делах нужно минимизировать. У каждого этот «минимум» свой — один у монаха, другой у семейного человека. Правильное прохождение праздника — это тоже искусство, вопрос тонкой настройки, где молитвенную жизнь так сложно гармонизировать с обыденными и нужными делами. Прибраться в квартире нужно, приготовить вкусную еду тоже необходимо, по магазинам пробежаться — без этого никуда. Но в какой-то момент важно почувствовать, что квартира, еда и магазин, если им позволить занять чуть большую часть души, заслонят Спасителя.

По этой же причине не стоит «нагружать» пасхальные дни дополнительными, новыми традициями. Не потому что оригинальное украшение дома, разноцветные воздушные шарики с пасхальными надписями, фигурки кроликов из воска или пластилина — это что-то плохое. Это как раз очень хорошо — для семейного уюта, для укрепления церковной общины, для привлечения детей к пасхальной радости, но только не на Страстной седмице, когда внимание должно быть приковано к евангельской драме. Кстати, празднование Пасхи совершается в течение 50 дней, вплоть до праздника Троицы. И в эти несколько недель можно вместить все пасхальные творческие и хозяйственные проекты. «Печемся о многом, — // Одно на потребу: // Стоять перед Богом // Со взорами к небу», — пишет Валерий Брюсов, а затем опровергает сам себя: «Но Божье — вселико, // Небесное — разно: // Бог — в буре великой, // Бог — в грани алмазной». В церковном календаре Страстная седмица и Пасха — это «одно на потребу», а последующее время — время «печься о многом».

* «Когда грешница приносила миро, ученик договаривался с беззаконными. Она радовалась, тратя многоценное миро, он же желал продать Бесценного. Она познавала Владыку, он отлучался от Владыки. Она освобождалась, а Иуда становился рабом врагу».