Повышение квалификации
Досуг

Балахна — родина Дня народного единства

Балахна — родина Дня народного единства

В День народного единства в стране вспоминают подвиг Второго народного ополчения 1611–1612 гг. под руководством нижегородского купца и старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.

Первому ополчению 1611 года под верховодством Прокопия Ляпунова, Ивана Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого, в котором участвовал и Пожарский, положить конец польско-литовской оккупации Москвы не удалось. И только 4 ноября (27 октября 1612 года по старому стилю) Москва была освобождена народным войском под командованием Минина и Пожарского. А началось то великое народное единение, удостоенное сегодня государственного праздника, в небольшом, но славном своей историей городе Балахне под Нижним Новгородом. Именно там существует единственный в России музей, посвященный великому герою и гражданину государства Российского, Кузьме Минину. Примечательно, что открыт этот музей был в 2009 году в «Доме Москвы», построенном в качестве подарка московского правительства жителям города в память подвига Минина и Пожарского.

О том, как связана история города Балахна с подвигом Второго народного ополчения, о значении этого подвига для судьбы страны, кем были герои ополчения, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, и о том, чем славится музей, посвященный событиям тех лет, нам рассказала старший научный сотрудник Балахнинского музейного историко-художественного комплекса,  Ольга Васильева.

«Музей в нашем городе открыт неслучайно. По одной из версий род Мининых берёт своё начало с Балахнинского Усолья. В XVI в. в Балахне жил бывший крестьянин Троице-Сергиева монастыря, солепромышленник Мина Редозубов. Супругу его звали Домникея. У них было много детей: Гавриил, Антон, Никита, Феофан, Кузьма, Софья, Дарья, Бессон, Сергей.

Сестра Кузьмы Минина, Софья, надолго пережила своего знаменитого брата. Установлено, что в 1654 г. она была старицей Московского Зачатьевского женского монастыря. Сергей же упоминается в поминальных записях рода Мининых. Предположительно, Сергей был последним сыном Мины: при родах или вскоре после них Домникея скончалась. Потеря жены сподвигла Мину Редозубова уйти в монастырь. Он принял постриг под именем Мисаил в одной из нижегородских монашеских обителей.

Больше результатов может дать изучение Писцовых книг в плане поиска балахнинских корней Дмитрия Пожарского. Известно, в 1620-1630 гг. князь имел деловые связи в местном соляном промысле.

Фото: Балахнинский музейный историко-художественный комплекс

Именно с соледобычи начинается развитие и становление нашего города. В духовной грамоте Серпуховского и Боровского князя Владимира Андреевича Храброго (двоюродного брата Дмитрия Донского), в 1401-1402 гг. поселение называется «Соль на Городце» (Городец — древний русский город напротив Балахны, через Волгу). По преданию, Балахну основали братья Плесянычи, которые приехали из города Плес Костромской области и первыми обнаружили месторождения соли.

В те далёкие времена производство соли и её торговля были делом прибыльным. Поэтому открытие месторождений соли послужило мощным толчком к развитию города. Статус города Балахна получает лишь в 1536 г., когда по указу матери Ивана Грозного Елены Глинской строится деревоземляная крепость для защиты от набегов татар. Крепость имела 9 башен, с севера ее прикрывала река Нетеча, а с востока — озеро Петровское. Был и ров, глубиной 8 метров, заполненный водой, из которой торчали сосновые колья. Внутри крепости размещался деревянный Вознесенский собор, построенный в 1538 г., осадные дворы балахнинского Покровского монастыря и Троице-Сергиева монастыря, дома пушкарей, стрельцов, соборного духовенства. Возле крепости раскинулись торговые ряды. Вдоль Волги тянулись рассолоподъёмные комплексы: трубы с варницами. Балахнинская крепость сгорела в 1730 г. и больше уже не восстанавливалась.

Фото: Балахнинский музейный историко-художественный комплекс

В музее представлены макет балахнинской крепости и уникальный экспонат XVI в. — башенные часы Вознесенского собора. Эти часы — свидетели Смутного времени, напоминающие нам о тревожном периоде для всего Русского государства, когда наши земли и вера православная подвергались серьёзной опасности. Это был период неурожая и голода, разрушения власти, междоусобиц, предательства тех, кто стоял во главе государства. Смоленск был взят поляками, Новгород — шведами, в столице обосновались самозванцы Лжедмитрий I, затем Лжедмитрий II.

В 1608 г. польско-литовские отряды оккупировали и Балахну. Воевода крепости Степан Голенищев сдал крепость врагам. Посадские люди вынуждены были целовать крест на верность самозванцу Лжедмитрию II. Кроме тушинцев (изменники, вставшие на сторону Лжедмитрия II, названные так по их первому лагерю в Тушине), в Балахне обосновались две роты польских солдат под командованием Калиновского и Влынецкого. 8 декабря 1608 г. тушинцы совместно с балахонцами выступили на Нижний Новгород. Но простой посадский люд вовремя предупредил нижегородцев о готовящемся нападении.

Предупреждённые нижегородцы наголову разбили тушинцев. Во время боёв с тушинцами Балахна подверглась ограблению и сожжению, но это не прекратило патриотического сопротивления горожан. Крестьяне и посадские люди Балахны организовали отряд под руководством Ивана Кувшинникова. Отряд дважды разбивал воеводу Плещеева, сторонника самозванца, участвовал в освобождении Суздаля.

Балахнинцы стали активными участниками организованного в Нижнем Новгороде ополчения, которое свою первую остановку по пути в Москву сделало в Балахне. Об этих событиях напоминают нам подлинные экспонаты: древнее оружие, военное обмундирование XVII в., найденное на территории исторической части города на месте военных действий.

Фото: Балахнинский музейный историко-художественный комплекс

Особой гордостью коллекции музея является редкое собрание икон XVII-XIX вв., представляющее художественную и историческую ценность.

Город Балахна издавна славился своим благочестием. По словам архимандрита Макария (Миролюбова), некогда в нашем городе было до 50 деревянных церквей. Связано это, прежде всего, с тем, что состоятельные солепромышленники и судовладельцы жаловали на это богоугодное дело. Храмы были невероятно богатыми: резные иконостасы, вызолоченные царские врата, посеребрённые паникадила, редкие иконы в серебряных окладах. В музее представлена церковная утварь и облачения священнослужителей.

В экспозицию также вошли картины художников начала XX в. о подвиге народного ополчения и героях 1611-1612 гг. Так, картина художника С.В. Никифорова «Выход из Ивановской башни Нижегородского кремля» повествует о том, как народное ополчение в начале марта 1612 г. выступило из стен кремля и направилось освобождать Москву и государство Российское от иноземных захватчиков. Картина написана в середине 50-х годов.

Фото: Балахнинский музейный историко-художественный комплекс

В 2010 г. музей приобрёл восковые фигуры Минина и Пожарского, которые были созданы в г. Санкт-Петербурге ко Дню народного единства. Говоря о великих патриотах земли русской, мы упоминаем, что одним из первых Кузьма Минин выступил с призывом начать сбор средств для создания ополчения. Полководцем был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Воевода Пожарский участвовал и в первом ополчении.

Ядро ополчения составляли нижегородцы, смоляне и дорогобужане. Первыми по зову Минина откликнулись ратники из Вязьмы, вскоре подошло пополнение из Рязани, влились в ополчение татары, чуваши, мордва, марийцы (черемисы). В Балахне в ряды ополчения вступили более 50 балахонцев, пополнилась и казна войска.

Усиленная рать выступила из Балахны в Юрьевец. Из Юрьевца ополчение перешло в Решму. Из Решмы в Кинешму. Дальше — через Кострому в Ярославль, где за 4 месяца еще изрядно пополнилось. В Ярославле Минин и Пожарский приступили к окончательному обустройству своего ополчения. В то время, когда Москва была занята поляками, здесь было создано ими земское правительство «Совет всея земли».

27 июля 1612 г. ополчение выступило из Ярославля и направилось на Москву, имея около 10 тысяч воинов. Спустя месяц, в августе 1612 г., ополчение Минина и Пожарского подошло к Москве.

Фото: Балахнинский музейный историко-художественный комплекс

24 августа началось знаменитое сражение — битва у Крымского брода, которое закончилось разгромом врага. 27 октября (по старому стилю) Москва была освобождена. Этому величайшему событию в отечественной истории, послужившему сохранению государственности и выходу из глубокого политического и духовно-нравственного кризиса, подвигу второго народного ополчения 1611 — 1612 гг. и посвящён праздник День народного единства».

Понравился материал? Поддержите нас!
Все материалы создаются благодаря пожертвованиям наших читателей. Для регулярной оплаты авторов, дизайнеров и работы сайта нам нужна Ваша поддержка. Журнал «КлеверЛаб» - некоммерческий проект, ваши пожертвования дают возможность создавать больше материалов про воспитание и образование наших детей.
Поддержать
От редакции
Мы продолжаем собирать вопросы, которые задают дети на уроках по предмету «Основы православной культуры» (ОПК) и на которые, быть может, нелегко ответить учителю.
Напишите нам: redactor@clever-lab.pro