Многие компьютерные игры опасны для детской психики и формирования правильного мировоззрения ребенка. Но так как без компьютерных игр сегодняшнюю жизнь представить себе невозможно, мы уже представляли вам рейтинг полезных игр, в которые детям и подросткам играть можно и даже нужно, чтобы воспитать в них правильные духовно-нравственные ориентиры. Сегодня на очереди антирейтинг — мы расскажем вам, от каких игр стоит держать детей подальше, и объясним почему.
Мы попросили одного из первых российских выдающихся киберспортсменов, бывшего президента Федерации компьютерного спорта России, сооснователя и директора «Межконтинентальной киберспортивной лиги» Александра Горбаченко рассказать нам об играх, от которых детей нужно держать подальше. А председатель комиссии по физической культуре и спорту Армавирской епархии, основатель и директор АНО ДО «ПроСвет» — организации дополнительного образования в сфере компьютерного спорта и цифровых дисциплин — иерей Игорь Бирюков дополнил этот антирейтинг опасными с духовно-нравственной точки зрения продуктами, несущими в себе деструктивную идеологию сектантства.
Собирательный антирейтинг игр от Александра Федоровича Горбаченко, в котором степень их вредности не определяется местом, на которое они поставлены, — они все одинаково вредны.
1 место:
Почти все браузерные онлайн-игры
— Почти все браузерные онлайн-игры. На мой взгляд, это бессмысленные убийцы времени. Часто с жестоким и деструктивным содержанием.
2 место:
Серия игр с говорящим названием Diablo
— Хотя игра вроде как содержит отсылки к библейским сюжетам и предполагает активную борьбу со злом и Дьяволом, она искажает и выхолащивает суть христианского вероучения. В принципе, герою там безразлично, кого и зачем убивать. Таким образом, с содержательной точки зрения происходит фактически уравнивание добра со злом. В процессе жестокой расправы над силами зла герои добра становятся от них ничем неотличимы. Получается как в стишке Дмитрия Багрецова, «добро, должно быть, с кулаками, с хвостом и острыми рогами, с копытами и с бородой. Колючей шерстию покрыто, огнем дыша, бия копытом, оно придет и за тобой!»
3 место:
The Sims 4
— Игра The Sims 4 является пародией, причем не очень доброй, на реальную, в том числе семейную, жизнь. В ней, в частности, нормализуются гомосексуальные отношения. Что неприемлемо с точки зрения традиционной христианской морали.
4 место:
GTA, Hitman, Postal, Manhunt и т. п.
— Абсолютным злом являются игры, пропагандирующие убийства за деньги, криминал, проституцию, садизм и асоциальное поведение. Все серии GTA и Hitman, а также мерзкие игры-симуляторы вандалов и маньяков вроде Postal и Manhunt. Такие игры приучают к мысли о нормальности и привлекательности зла и этим вредят душе.
5 место:
Порнографические игры
— Порнографические игры. Их, увы, много, и все они популяризируют похоть и половую распущенность. Что людьми верующими и просто порядочными порицается.
Иерей Игорь Бирюков о сектах в играх и игровых сектах и о деструктивных триггерах в них:
— Негативные аспекты проявляются и в более глубоких ипостасях, не только в тех, которые описал Александр Федорович в своем топ-5, но и в кодах восприятия, которые, по сути, не читаются прямым текстом в титрах игры. Это не столько какие-то игровые действия, это в первую очередь — мировоззрение. И о как раз мировоззренческих деструктивных явлениях хочется рассказать.
Секты в играх
Тут есть два момента. Первый — когда ты борешься с сектами, то есть секта — твой противник в игре. И наоборот — когда ты создаешь свою секту, будучи руководителем некоего своего религиозного культа. Нравственная опасность запрятана в обоих вариантах. Посмотрим почему.
Far Cry 5
— Яркий пример первого аспекта — игра Far Cry 5, в которой ты непосредственно борешься с кланом, с семьей, которая руководит сектой. Они вооружены и достаточно харизматичны — в этом и заключается их коварный и опасный «большой плюс». Их лидер Иосиф Сид (обратите внимание, еще и имена в игре ветхозаветные — Иаков, Иосиф), сильная личность, осознавшая все и вроде как отдающая себя в руки Богу, — становится таким вот антигероем со знаком «хочу быть таким, как он», как культ «Бригады» в 90-е. Вот нечто такое, сектантское, и проглядывает из этого игрового мира. Достаточно замкнутая община, которая строится на книге, которую написал сам лидер этого культа.
Cult of the lamb («Культ ягненка»)
— А второй аспект, это когда ты создаешь свой собственный культ. В этом плане очень показательна игра Cult of the lamb или — «Культ ягненка». Эту игру можно воспринимать прямо как учебник по сектоведению для разбора примитивных культов и эзотеризма. Играя в нее, можно понять, как работают секты. Но это взрослые, сильные верой и духом, могут понять, но не дети. Суть игры такова.
Некие древние епископы убивают ягненка, а персонаж по имени «Тот, кто ждет» воскрешает его, чтобы он создал свой культ и освободил «Того, кто ждет» как одного из «древних».
И вот этот воскрешенный организует общину, нанимает последователей.
Он произносит проповеди, дает благословения, проводит культовые обряды, делает жертвоприношения, благодаря которым увеличиваются силы и возможности последователей культа. Тут еще нужно соблюдать интересный игровой баланс — при недостаточной проповеднической активности «паства» начинает «отходить», терять веру. Но и если переусердствовать, они начинают «фанатеть» не в меру и вести себя как безумные. Опять же, игроку предстоит выбрать, в каком направлении будет действовать община.
Причем разброс в жизненных и нравственных аспектах огромный — от вегетарианства до каннибализма. И мясо в общине появилось, и деньги на захоронение тратить не нужно… И вот это все прописано в сюжете — такая деконструкция религии. Причем все это сделано в милой детской анимации. Тут тебе и домик миссионера, и храм, и молельня, и всякие духи и пентаграммы, и вера в загробную жизнь, и прочая-прочая-прочая. Все в кучу.
Причем игра довольно интересная с точки зрения раскрытия дерева прогресса характера героя. А потому завлекательная. Конечно, можно смотреть на это глазами взрослого человека: мол, поиграться — и ладно… Но я бы не подходил к этой игре. И тем более — не подпускал к ней детей. Игра Cult of the lamb — на консолях, и она платная, просто так ее скачать не удастся, и если ребенок попросит ее купить, родитель должен знать, что это такое.
Dota 2
— Хочется отметить один момент — когда игра стирает грани между реальным, виртуальным, между игрой и жизнью. К примеру, открытие в Копенгагене минувшего чемпионата мира по Dota 2 проходило в стиле католической мессы — некий храм, орган, академическое пение, а в витражи, наподобие католических, вставлены герои Dota — персонажи игры. Над этим тоже стоит поразмыслить, когда религиозные элементы встраивают в культ игры.
Симуляторы животных и квадроберы
— Еще интересный аспект, о котором сейчас много говорят, шумят. Квадроберы.
Тут тоже есть два момента. Первый — это непосредственно симуляторы животного. Таких игр много. То есть ты примеряешь на себя роль животного, смотришь на мир его глазами. Кота, допустим, какого-то — бегаешь по городу, лазаешь по крышам и деревьям. Есть симуляторы козла (Goat Simulator, три версии вышло). Это как раз о том, чем смотрят квадроберы на мир. Можно найти массу подобных игр от лица любых животных.
Второй момент — это когда ты можешь взять себе для развития какого-нибудь анимализированного персонажа. Если мы говорим о кошках, тот в Skyrim, например, есть такая раса — каджиты — люди-кошки. Ты можешь создать себе такого персонажа и им играть. С полностью человеческим телом, но с элементами кошки и кошачьей мордой, наделенный всеми повадками и характеристиками, свойственными этому животному. И таких игр можно найти немало.
В результате что мы имеем? В такой игровой деятельности низменные животные инстинкты воплощаются в реальной жизни человека. То, что мы в божественном плане должны превосходить. Ведь все же наоборот — животные созданы для человека. А тут человек уподобляется им. Крокодил никогда не станет уподобляться человеку — он таким создан. С человеком же все гораздо сложнее. Но самое интересное, что тут прослеживается не только культовая, тотемическая роль — древнее верование в то, что мы все произошли от каких-то, каждый от своих, животных. Игроки не только по-язычески верят в то, что их предки были животными и они наследуют их черты, но и ведут себя как животные, перевоплощаясь в этот самый тотем.
Тут можно вспомнить и оккультные вещи, наподобие оборотничества или ликантропии, — то, что всегда Церковью порицалось, а верующие всегда гнушались этих всех вещей. Того, что ты можешь превращаться в волка, во льва, в пантеру (у африканских народов). Достаточно большой спектр.
Подводя итог, можно сказать — нужно смотреть, во что играют ваши дети, что их привлекает в этой игре, и можно ли найти этому какую-то альтернативу.