14 мая был дан старт третьему Всероссийскому конкурсу «Клевер ДНК» — начался прием конкурсных заявок. Кто они, наши победители прошлых лет? Обычные педагоги — такие же, как и вы. Неравнодушные, устремленные. Пробелы в учебной программе подталкивают их к участию в Конкурсе, и они заполняют эти пробелы своими работами. Как, например, Екатерина Суркова, преподаватель русского языка и литературы в гимназии имени Сергия Радонежского города Йошкар-Олы, победитель Конкурса «Клевер ДНК — 2023» в номинации «Творческий подход к ДНК», подноминации «Новые идеи (инсайт)».
— Екатерина Геннадьевна, какое у вас осталось впечатление от Конкурса?
— Я увидела много педагогов, которые трудятся в одном направлении. У них такие хорошие наработки. Это всегда вдохновляет, хочется делать что-то еще. Радует, что много молодых, активных.
— Ваша работа, она ведь появилась не просто так? Она гармонично встроилась в учебную программу?
— В нашей общеобразовательной гимназии мы работаем в рамках программ. И я, учитель русского языка и литературы, представила на конкурс работу «Житие преподобного Сергия Радонежского в сочинениях учащихся» и учебно-методический комплекс «Священномученики Марийского края» в рамках программы предмета «История культуры народов». ИКН — такая сугубо региональная история, в которой, увы, пока видны некоторые пробелы. Я подошла к этой «исторической» работе с литературной точки зрения, через литературные изыскания, ведь история и литература — тесно связаны.
— Вы со своей работой даже немного опередили время! Есть планы по созданию для всех российских регионов предмета «История родного края», в который будут интегрированы основные постулаты «Основ духовно-нравственной культуры России». Удивительно, что у вас уже есть такой предмет в программе….
— Да, уже три года существует и называется полностью — «История культуры народов Поволжья». Это такой региональный компонент федеральной образовательной программы. Но, честно говоря, на мой взгляд, программа этого предмета требует доработки.
— Как учитель русского языка и литературы скажите, почему детям важно читать и что им нужно читать?
— Уникальный жизненный опыт можно приобрести на любом произведении и русских классиков, и советских писателей. Я работаю с подростками — до 7-го класса. Так вот литература, особенно русская, заставляет этих ребят задуматься о главном — о смысле жизни.
Люди, которые в литературе описаны, это же архетипы, которые встречаются им на жизненном пути. Мы все время проецируем литературу на современность. И я всегда разбор любого текста привязываю к сегодняшнему дню.
— Чего не хватает программе по литературе, на ваш взгляд?
— Программа по литературе мне очень нравится. Но хотелось бы, например, чтобы она была более вариативная. Если предлагается Иван Шмелев, было бы хорошо, чтобы я имела возможность немного его расширить по часам. Если предлагается Михаил Булгаков — чтобы я имела возможность выбрать произведение — мне, например, больше нравится давать уроки по «Белой гвардии».
— А современные писатели? Школьная программа как-то пополняется их произведениями?
— Видимо, надо искать, чем пополнять. И что считать современным. И актуальным. То, что писалось в девяностых — начале нулевых, уже не считают современным… Но в старших классах, в которых я сейчас не преподаю, там предлагают что-то новое.
— Но ведь и совсем детской литературы сейчас появилось великое множество. Причем очень хорошей. Что читать детям? То, что читали родители, бабушки и дедушки: «Читай это, потому что я читал»? Или что-то новое?
— Читать нужно и то и другое — чем больше, тем лучше. То, что читали наши дедушки и бабушки, советскую литературу, ее, конечно, надо читать. Ведь в советской литературе, как это ни странно звучит, было немало основанного на христианском мировоззрении.
— Будете еще участвовать в Конкурсе? У нас запускается новый, третий уже по счету.
— Да, мне бы хотелось. И даже есть с чем. Я преподаю в 4-м классе литургику — наша гимназия имеет определенный православный «уклон». За основу мы пока взяли программу одной кировской гимназии, но для детей нужны тексты. Хорошие тексты — и то, что надо выучить, и разбор молитвы, и какой-то текст живой должен быть. После Ивана Шмелева и Василия Никифорова-Волгина никто над этим особо не работал. Вот буду искать: где-то надо подобрать такие тексты, а где-то написать. Что-то я уже сделала в этом направлении, но надо работать дальше.
— А наша «копилка» опыта ваших коллег в этом направлении, их конкурсные работы, — могут вам помочь?
— Надо, конечно, пользоваться опытом, который накоплен. Обязательно изучу.