Мало кто из сегодняшних детей не мечтает стать известным блогером. Но для этого нужно не только научиться свободно говорить на языке видеоконтента — снимать и монтировать ролики, но и суметь найти правильное содержание, не сбиться с нравственного пути в погоне за популярностью. Ведь и духовно-нравственный контент может собирать миллионы просмотров.
О том, как вырастить из детей не только профессиональных сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров и журналистов, но и придать их творчеству духовно-нравственный стержень, пробудить в них интерес к истории и традициям своей страны, мы спросили кинопедагога, директора детского кинофестиваля «София», члена Общественного совета при уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка Елену Бредневу.
— Елена Николаевна, как вам удалось придать обучению тому, что сегодня находится на пике детского интереса, еще и вектор духовно-нравственного развития?
— После окончания Московской духовной академии десять лет назад* я с единомышленниками стала думать над проектами в области духовно-нравственного воспитания, которые были бы действительно интересны детям. Уже в то время практически у всех детей были смартфоны, и они сами пытались заниматься творчеством, связанным с блогами, видеоконтентом. Проблема была даже не в качестве контента, который они производили, а в смыслах, которые они с его помощью пытались передать.
Дети оказались одни в этом потоке информации, и все — родители, педагоги, государство и Церковь — стали задаваться вопросом: что с этим делать? Но специальных педагогов, которые бы могли прийти в школу и пустить все в нужное русло — не было. Осознав эту проблему, первое, что мы сделали, — сразу запустили кинофестиваль «София», чтобы как-то мотивировать детей снимать позитивно.
— А где вы его проводите и какое кино участвует в конкурсе?
— Сейчас мы проводим его в разных городах. Мы сразу обозначили номинации — это короткометражные фильмы о добре, любви, истине. Придумали систему поощрений. Наладили взаимодействие с разными площадками — детский лагерь «Орленок», Киноакадемия «Смена» на берегу моря. Лучших ребят, показавших себя на фестивале, мы награждали путевками туда, и там они уже более профессионально, под руководством педагогов, обучались снимать, монтировать и многому другому.
Получается, что мы дали детям выбор. Если нет педагога, они начинают реализовывать себя не с лучшей стороны, снимают не просто низкопробный, но и опасный, вредный контент — где за поезд идущий схватятся, а где и подерутся на камеру. А мы придумали правильные номинации, и дети стали снимать — сначала любительские видео, потом к фестивалю начали присоединяться и детские киностудии, которые уже были в регионах.
— То есть вы угадали с социальным запросом — дети хотят учится снимать?
— Мы поняли, что детей, которые хотят обучаться медиа, — много. И так как новый, вот этот, визуальный язык, уже возник, то им нужно владеть грамотно. Даже если у тебя в семье какой-то праздник — день рождения, свадьба, ты бы мог сам сделать всё профессионально — от сценария, до съемок и монтажа. Ведь сейчас информация обо всех событиях передается визуальной «картинкой» — Пасха, день рождения, поездки куда-то, школьные мероприятия.
И даже православным приходам — тем, кто занимается проповеднической деятельностью, — им важно коротко и наглядно, особенно для молодежи, показать смысл чего-либо. Это должно быть красиво — чтобы человек досмотрел этот пятиминутный ролик, проникся его смыслом.
— Как вам удалось с этим спросом справиться — вы же не можете «разорваться» на всю страну?
— Поэтому мы создали курсы повышения квалификации для педагогов на базе Московского государственного педагогического университета, Российского государственного социального университета, нас стали приглашать в регионы проводить такие курсы на базе институтов развития образования. Мы собрали команду из лучших режиссеров, которые могли рассказать об основах драматургии, научить премудростям съемки и монтажа.
Режиссеры могут и не уметь работать с детьми, да и скольких они смогут обучить? Нам важнее и нужнее дать эти знания и навыки педагогам общеобразовательных школ, чтобы уже они могли организовывать с детьми на местах учебные киноплощадки, киностудии, телестудии, клубы юных журналистов — ведь азам журналистики, тележурналистики мы тоже учим. А сейчас мы еще начали готовить кадры для организации клубов экскурсоводов. История родного края — важная часть нравственного воспитания, ее даже отдельным предметом в школьную программу вводят с 2025 года. В итоге у нас стали собираться команды по всей стране и мы начали проводить в разных регионах киносмены и фестивали.
— А как это устроено? И в чем вот та самая духовно-нравственная связь, с которой мы начали наш разговор?
— Киносмены везде строятся так — в первые дни мы изучаем с детьми основы драматургии, съемки, монтажа, и потом мы выезжаем на локацию.
Когда мы приезжаем в любой город, в котором проводим фестиваль, мы обязательно сотрудничаем с местной епархией, у нас всегда есть духовный центр, где мы работаем — часто при монастырях. А еще у нас в программе обязательно стоит посещение храма. Не важно — воцерковленные ребята, православные они или нет. Естественно, экскурсоводы подготовленные — они и не для воцерковленной аудитории могут доступно рассказать про наши духовно-нравственные ценности.
Темы, на которые мы предлагаем снимать, — наша история, православие. Чтобы это всё изучалось ребятами вот в таком интересном формате журналистики, в процессе создания короткометражных видеороликов. Потом проводим кинофестиваль, где дети это всё представляют.
— То есть они сами становятся проводниками и ретрансляторами этих ценностей?
— В этом и есть главное педагогическое духовно-нравственное воспитание. Одно дело — рассказать им в классе слова из учебника, а другое дело — дать им задание: ребят, а давайте мы снимем про это фильм и покажем его на фестивале и на нашем портале «Святые online». В итоге они читают историю, создают сценарий, потом идут это всё снимать, берут интервью — учатся говорить, задавать вопросы, работать с информацией. Потом они это все монтируют и представляют уже готовую работу.
Создавая фильм, дети в ненавязчивой форме усваивают историю и культурное наследие России, многократно на всех этапах «прокручивая» в голове все, над чем работают.
— То есть вот этот кинотуризм для ребят — это мощная образовательная и краеведческая история? Вы упоминали про курсы экскурсоводов, это что?
— Путешествуя по вот этим местам, мы вместе с Фондом культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение» создали еще один проект — это Всероссийские курсы медиапросвещения, посвященные не только современным медиа, но и образовательному туризму в сфере духовно-нравственного воспитания. Мы стали обучать не только снимать, но и создавать маршруты, проводить экскурсии у себя в регионе, чтобы это было действительно интересно, чтобы развивался внутренний туризм, которому сегодня уделяют большое внимание на государственном уровне. Выпускники презентуют свою местность, идет популяризация региональных духовных центров. Лучшие работы мы выкладываем у себя на «Святые online». А подводить итоги каждого года в этой области мы планируем на ежегодном кинофестивале в «Орленке».
— Туда приедут победители?
— На эту «киносмену» смогут приехать даже те дети, кто не участвовал в течение года в наших мероприятиях — с родителями, педагогами. У нас участвуют много педагогов с детьми и родителями из воскресных школ.
Дети уже с 7 лет могут участвовать в программе фестиваля. Участники будут делиться на команды: ребята младшего возраста будут снимать мультфильмы, а те, кто постарше, — снимать игровое кино, репортажи, писать тексты. Все будут изучать азы кинопроизводства и журналистики. Научатся снимать ролики для блогов так, чтобы было много просмотров.
А родители и педагоги для себя что-то с фестиваля вынесут?
— Для педагогов и родителей тоже будет специальная учебная программа, например, про соцсети — как с детьми не потерять связь, что делать, столкнувшись с зависимостью детей от гаджетов. Родители тоже будут привлекаться к созданию совместного с детьми видеоконтента.
Все участники смены, дети и взрослые, смогут посетить беседы к. п. н. игумена Киприана (Ященко) из цикла «Лествица добродетелей». Отец Киприан расскажет о том, как создавать кинопритчи по наследию преподобного Паисия Афонского. 100-летие со дня рождения этого святого отмечается в 2024 году.
В последний день все работы будут представлены на большом экране и оценены жюри. Победители получат заслуженные награды, среди которых и путевки на следующие смены. И конечно — это будет полноценная киносмена на осенние каникулы: вечера, песни, гитара и еще очень теплая погода.
— Скажите, как педагог, в двух словах — ради чего всё это?
— Наши проекты нацелены на то, чтобы использовать медиатехнологии во благо. Например, мы ежемесячно ездим с разными детьми в Санкт-Петербург, ходим с ними в Эрмитаж, музей Пушкина, снимаем фильмы про святые места. И наше последнее видео из Санкт-Петербурга про Ксению Петербургскую, ролик всего на две минуты с нашим участником, блогером Вовой Воиновым, собрал уже под миллион просмотров.
*В Московской духовной академии есть программы высшего религиозного образования, по которым могут учиться и женщины. После защиты диплома Елене Николаевне Бредневой была присвоена квалификация — специалист в сфере религиозного образования и духовного просвещения по специальности «Православное богословие, методика преподавания» (прим. ред.)