Повышение квалификации
Досуг

Зачем Пушкин прощался с романтизмом

Зачем Пушкин прощался с романтизмом

Был ли Пушкин романтиком? Перестал ли им быть? И если да, то почему?

Слова «романтизм», «романтический», «романтика» — одни из самых заезженных в нашем лексиконе. Их используют то как синоним гламура, то как расплывчатое обозначение всего витиевато-«красивого» и поэтичного, то как аналог мечтательности. Но у этого явления есть хорошо изученная искусствоведами сущность и исторические корни.

На первом заседании Литературного клуба мы затронули тему постепенной эволюции пушкинского миросозерцания — от дерзкого юношеского вольтерьянства и бунтарства к трезвому христианскому реализму. Увлечение романтическими идеями и мятежной поэзией Байрона стало на этом пути важным этапом. В то время в европейской и русской словесности была мода на демонически гордое презрение к «постылой» повседневной действительности.

Может ли крупный художник — чуткий сейсмограф исторических колебаний — пройти мимо эпохальных веяний своего времени? Как правило, нет. Вариативность лишь в том, что одни творцы впадают в сильнейшую зависимость от таких поветрий, а другие, оставаясь открытыми к ветрам истории, сохраняют духовную самостоятельность, внутреннюю свободу и крепкий иммунитет к колебаниям интеллектуальной моды.

Пушкин «переболел» байроновским романтизмом, как ветрянкой, в первой половине 20-х годов XIX века. Сегодня довольно курьезным выглядит тот факт, что пик прижизненной популярности поэта пришёлся как раз на это время — момент появления его «южных поэм».

В дальнейшем — когда создавались шедевры пушкинской прозы, «Годунов», маленькие трагедии, последние главы «Онегина», — популярность его стремительно падала. Публика не могла простить гению его отказ от пышного романтического стиля и красочной экзотики «Кавказского пленника» и «Бахчисарайского фонтана».

Всю вторую половину 20-х и начало 30-х годов XIX века Пушкин прощается с романтизмом и преодолевает его в себе. Во всех его вариантах — и в виде гордого байронизма, и в виде сентиментальной утопии, и в виде непримиримой политической революционности декабристского толка.

Пушкин почти высмеивает инфантильную «неотмирность» Ленского и демоническую мстительность мрачного дуэлянта Сильвио. Он ищет мудрой простоты и цельности, объективности, широты кругозора, согласия с извечной народной правдой. Он ставит чистоту, простосердечную твёрдость и верность Татьяны Лариной выше умственной сложности и моральной «независимости» Онегина. А здоровый нравственный инстинкт «заурядного» Петруши Гринёва — выше хищной мятежности харизматичного Пугачëва. 

Так прощание с романтизмом становится для Пушкина формой вхождения в фазу духовной зрелости, позволившей ему подняться к высотам подлинно христианского миропонимания. Что выражается не во внешних атрибутах письма, а в самом духе его художественных творений.

На следующем заседании Литературного клуба мы продолжим размышлять над этими вопросами на материале творчества М. Ю. Лермонтова.

Понравился материал? Поддержите нас!
Все материалы создаются благодаря пожертвованиям наших читателей. Для регулярной оплаты авторов, дизайнеров и работы сайта нам нужна Ваша поддержка. Журнал «КлеверЛаб» - некоммерческий проект, ваши пожертвования дают возможность создавать больше материалов про воспитание и образование наших детей.
Поддержать
От редакции
Мы продолжаем собирать вопросы, которые задают дети на уроках по предмету «Основы православной культуры» (ОПК) и на которые, быть может, нелегко ответить учителю.
Напишите нам: redactor@clever-lab.pro