О лучших российских спекталях, поставленных по произведениям школьной программы, мы уже вам рассказали. Сегодня предлагаем вам подборку спектаклей-сказок, отмеченных родителями и театральными критикам, на которые можно смело идти в любое время, и это точно станет событием.
МОСКВА
Театр на Таганке, «Щелкунчик», 6+
Авторы спектакля призывают юных зрителей взять с собой любимые игрушки — вдруг те оживут, как куклы и солдатики из шкафа Мари.
В основу спектакля лег текст, написанный по мотивам классической сказки Гофмана, поэтому здесь героиня ведет блог, мыши вызывают не отвращение, а даже сочувствие, Дроссельмейер вовсе не крестный, а дворник, который непременно — волшебник, но мы об этом узнаем потом. Главным вопросом спектакля становится «Можно ли прийти к свету, уничтожив зло?».
Действие перенесено в дореволюционную Россию. Большая битва игрушек с мышами происходит перед Рождеством, поэтому на сцене есть огромная ель и волшебный портал: двери, за которыми всегда идет снег. «Это очень трогательная, чистая и правильная история для всей семьи, — говорит директор театра Ирина Апексимова. — Артисты играют по-настоящему, как для взрослых, поэтому детям особенно интересно».
РАМТ, «Черная курица», 12+
Снова гофмановская атмосфера, на этот раз в спектакле по сказке «Черная курица, или Подземные жители». Раскроем секрет сразу: история мальчика, сбежавшего от жестокого внешнего мира в страну фантазий, закончится хорошо, не так, как в первоисточнике.
Добрый мальчик, страдающий в столичном пансионе от муштры и уроков, спасает черную курицу от попадания в суп. Курица оказывается Министром Чернушкой, уводит мальчика в свой мир, дает ему магический объект, отчего мальчик из добряка превращается в неприятного гордеца. Он предает Подземный мир, но Курица прощает мальчика, потому что раскаяние его искреннее.
Спектакль очень красивый: тут и кукольный, и теневой театры, и перформанс, и движущиеся конструкции из металла с актерами внутри, оперное пение, танцы, цирк, буффонада. Сказка изначально была написана как моральное наставление подрастающему ребенку из хорошей семьи. Возможно, и нынешние дети смогут отвлечься от эстетическо-развлекательного пласта шоу и усвоить уроки Чернушки. К тому же, старомодный язык оригинала разъяснен в программке: там в словарике есть значения слов «занемочь», «неучтиво», «розги».
Театр Терезы Дуровой, «Три лотоса», 6+
Один из серии национальных музыкальных спектаклей, которые так хорошо удаются Терезе Дуровой. Совершим путешествие в древний Китай, где император решил, что все чудеса должны принадлежать только ему. Но три подаренных ему волшебных лотоса попадают в руки уборщиков, а потом к мышам и лягушкам, которые тоже достойны волшебства. Лишь один из трех цветков, исполняющих желания, достается владыке Поднебесной — и он слагает с себя бремя власти, чтобы стать абсолютно счастливым человеком.
Как и все предыдущие сказки народов мира в трактовке Дуровой, «Три лотоса» наполнен аутентичными предметами и настоящей старинной музыкой Китая. Благозвучные пипа, хулуси и ирху заставляют зрителя затаить дыхание. Головы ритуальных львов, бамбуковые веера и больше сотни лотосов, заказанные в Китае, участвуют в неспешных дворцовых церемониях. Спектакль полон фокусов, цирковых трюков и изящных поединков, без которых немыслима китайская эстетика.
Театр им. Вл. Маяковского, «Багдадский вор и черная магия», 12+
Рок-версия средневекового собрания сказок «Тысяча и одна ночь» переносит зрителя в шумный восточный город с его сладостями, волшебством, танцами, похищениями. Это шоу было написано в самом конце 1980-х Давидом Тухмановым и Юрием Энтиным и стало хитом 1990-х в театре «Сатирикон». Тогда спектакль был взрослым, но с его нынешней версией можно знакомить и шестилетку.
Багдадский вор сначала крадет возлюбленную у Черного Мага, а потом Птицу Феникс, чтобы расколдовать свой город, где люди превращены в бессловесное стадо. Вор летает по воздуху, борется со Смерчем и Подземными толчками, дает отпор Восточным сладостям и Драгоценностям.
Полноценными героями шоу-экстраванцы стали 50 сумахов — традиционных столетних ковров, приехавших из Музея этнической культуры Дагестана. Важные роли играют платья из хан-атласа и древнейшие в истории человечества маски. Обратите внимание и на обезьянку Вора, Би-Ба-Бо, хитроумную куклу-перчатку с двигающимися глазами.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Небольшой Драматический Театр, «Волшебник страны Оз», 6+
Спектаклю больше 10 лет, а на него все еще трудно купить билеты. Несколько сцен из книги Баума, веселая абсурдистская сказка о дружбе с мировыми хитами, слова в которых переписаны на злобу сюжета. На сцене весь спектакль, да и в антракте, работает вокально-инструментальный дуэт, главный движок действия. Страшила поет что-то свое на мотив Doors, Дровосек становится Элвисом, Лев выдает хит «Стоп, страх!» в образе Фредди Меркьюри.
В «Волшебнике» буквально все самодельное и наивное, от декораций (коробок с надписью «Канзас») до костюмов, но абсолютно искреннее и смешное — как для малолеток, так и для взрослых, мигом впадающих в детство от представления. Добрая ведьма здесь носит полосатое вязаное платье, обтягивающее ее жиры-гусенички, и флиртует со Страшилой. Девочка из Канзаса мечтает, чтобы ее унесло ураганом подальше от школы, а в конце и вовсе остается с Озом, чтобы стать ассистенткой иллюзиониста — мы же помним, что Великий и Ужасный был фокусником-неудачником.
Театр им. Ленсовета, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», 6+
Эта сказка Пушкина поставлена в театре нежно, бережно и спокойно. На сцене раскрывается черно-белая раскраска: схематичные деревья и терема, дуб из Лукоморья с огромными желудями, два героя в черном (Злая Мачеха и Рассказчик-Зеркало), два героя в белом (Царевна и Королевич Елисей) и еще один в разном — то в серой кольчуге Богатыря, то в черном платке Чернавки.
Пушкинский текст выходит на первый план: речь льется неторопливо, как и положено в сказке на ночь, где добро победит зло, и все будет хорошо. В отличие от предыдущих шоу, описанных в этом обзоре, ярких, шумных, будоражащих, действие здесь разворачивается тихо и изысканно.
Малышам в этом спектакле нравится все. Они не пугаются, даже когда гаснет свет. А вот для их родителей здесь припасен подарок: невероятная роль Злой Царицы, усталой и неуверенной в себе красавицы. Ее отмечают и критики, и зрители в своих отзывах.
НОВОСИБИРСК
Новосибирский академический молодежный театр «Глобус», «Пряничный домик», 6+
Из 230 сказок, написанных братьями Гримм, специалистами по немецкому фольклору, для спектакля были выбраны шесть: «Гензель и Гретель», «Храбрый Портняжка», «Бременские музыканты», «Мальчик-с-пальчик», «Сладкая каша» и «Золотой гусь». На сцене братья Вильгельм и Яков — хранители волшебного сундука, где лежат сказки мира. Их племянники, Ганс и Грета, нарушают запрет (не заглядывать в сундук) и отправляются в опасное странствие по миру, чтобы собрать разбежавшиеся предания.
Музыка к спектаклю написана композитором Петром Поспеловым. Многим из нас он известен как музыкальный критик «Коммерсанта», «Ведомостей», «Афиши». Музыки в «Домике» так много, что впору назвать его мюзиклом.
Зрелищ тоже немало. Горшочек варит манку, и каша заполняет собой всю сцену. Малыш-великан огромен настолько, что на сцене мы видим только его часть. Атмосфера спектакля не германская, а уютно британская, с бесконечными книжными шкафами, профессорскими кардиганами у Гриммов, красными шапочками и грубыми гольфами племянников.
«Пряничный домик» — постановка с огромным бюджетом, в нее было вложено много сил и любви.
КРАСНОЯРСК
Красноярский театр юного зрителя, «Хроники Нарнии. Племянник чародея», 6+
Первая (и единственная идущая сейчас в красноярском ТЮЗе) часть задуманной театральной «Нарнианы» по книгам Клайва Льюиса. У мальчика болеет мама. Чтобы спасти ее, надо найти волшебное яблоко. Чокнутый дядюшка (волшебник, как мы понимаем из названия спектакля), отправляет мальчишку и его отважную подругу в путешествие, где им предстоит встреча с могущественной злой ведьмой.
«В ситуации трагических или сложных жизненных обстоятельств ребёнок сочиняет себе страну. Она приходит к нему для того, чтобы спасти его от действительности», говорит режиссер спектакля Роман Феодори. Он, не хуже ребенка в беде, умеет создавать миры — огромные зрелищные спектакли для детей, где форма не уводит от важного содержания. Наблюдая за раздвоением героев, полетами и мэппингами, сиянием и исчезновением миров, ребенок воспринимает простую истину: даже если все очень плохо, надежда есть.
ТЮМЕНЬ
Тюменский большой драматический театр, «Вечера на хуторе близ Диканьки», 12+
Гоголевский сюжет о кузнеце Вакуле, дивчине Оксане, летающих галушках и путешествии на чёрте в Санкт-Петербург, к самой царице, дополнен новыми сюжетными ходами и персонажами из других произведений классика. Иных родителей беспокоит сцена с Солохой и чередой ее поклонников (увы, близкой по духу к оригиналу), других смущает магнетическая привлекательность черта (он даже на афишу спектакля вынесен как настоящая рок-звезда этого шоу).
Но именно в этом произведении — в отличие от сложных и глубоких спектаклей, описанных выше — нет вторых и третьих смысловых пластов. Это просто веселый рождественский кавардак с шутками, акробатикой и яркими костюмами. Сокращенная семейная версия с вырезанными шутками, без антракта и с дневными сеансами называется «Ночь перед Рождеством».
ЕКАТЕРИНБУРГ
Екатеринбургский ТЮЗ. «Сказки голубой феи», 6+
Камерный спектакль создан по мотивам сказки «Чудесная звездочка» популярнейшей детской писательницы дореволюционной России, Лидии Чарской. Сюжет простой: одна принцесса настолько избалована, что просит звезд с неба. Окружающие рыцари настолько преданы ей, что готовы исполнить любой каприз, но принцесса остается несчастной, пока не появляется Голубая Фея и не начинается большое приключение.
Особая прелесть спектакля в живой средневековой музыке, погружающей в атмосферу сказки. Ведь для нас сказка — это что-то, случившееся давным-давно, например, в XV веке. Инструменты абсолютно аутентичны. Прочтите вслух хотя бы половину списка — дункар, цитоль, вистл, дудельзак, маультроммель, раушпфайф — и идите за билетами.
Фото: Татьяна Шабунина