Благовещение Пресвятой Богородицы в Православной Церкви отмечается 7 апреля, ровно за девять месяцев до Рождества Христова. Это событие описано в Евангелии: архангел Гавриил является Деве Марии и возвещает Ей о будущем рождении от Нее Иисуса Христа. Посмотрим, как знаменитые художники отражали этот сюжет в своих полотнах.
На картинах Дева Мария изображается у колодца или на троне, за пряжей или склонившейся в молитве. В руках Она может держать раскрытую книгу Писания: ведь пророчество становится реальностью Ее жизни.
На мозаике Каваллини в Санта-Мария-ин-Трастевере Богородица возвышается на великолепном троне. Образ голубя в контексте праздника придает новое звучание словам псалмопевца: «Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились» (Пс 123:7). Это предсказание царя Давида, написавшего псалмы, нашло выражение в прекрасном обычае в день Благовещения выпускать из клеток птиц на волю.
Ангел на этой мозаике держит в руках жезл царского посланника как подтверждение полномочий. Великий Царь ожидает ответа Девы Марии: согласна ли Она стать матерью Иисуса Христа, Мессии, которого ждет всё человечество?
Иногда ангел приходит не один, а в сопровождении собратьев. Так, на картине Филиппо Липпи изображены три ангела. Три — символическое число, число совершенства: Три — Троица, три вестника приходят в библейской истории к Аврааму возвестить о рождении сына. На картине изображены лишь три ангела, но в действительности весь небесный двор, всё небесное воинство с нетерпением ожидает исполнения этой миссии. Им всем не терпится услышать, как Мария скажет «да», и это станет новым началом всей истории.
Если на древних мозаиках Мария величественно восседает на царском троне, то в Средние века и в эпоху Возрождения Ее чаще изображали коленопреклоненной.
Ангел тоже на некоторых картинах опускается на колени, настолько тайна Благовещения превосходит всякое разумение. Кажется невозможным, что Бог приходит на землю через человека! Но через Деву Марию соединение неба и земли, тварного и нетварного становится возможным, и это вызывает страх и трепет.
С непревзойденной силой это выразил Лоренцо Лотто. На одной из своих картин он, в частности, изобразил оказавшегося в этот момент рядом с Марией котенка, который в ужасе убегает.
На «Благовещении» Леонардо да Винчи мы видим аналой (специальную подставку) для книг и Книгу пророка Исайи — как знак молитвы и созерцания. Морская раковина — символ слышания и сокровенной жизни. Жемчуг, украшающий Деву Марию, символизирует воплощение Христа. В глубине пейзажа — кипарис, дерево с глубокими корнями, способное добывать живительную влагу даже в засуху, оно сгибается под ветром времени, но не ломается. Явление ангела совершается в роскошном флорентийском дворце, всё здесь наполнено гармонией и ликованием от исполнения пророчеств.
Одним из величайших шедевров живописи считается «Благовещение с единорогом» или «Мистическая охота» Мартина Шонгауэра. Художник представил сцену Благовещения непривычным для нас образом.
Долгое время о единороге было известно прежде всего благодаря трактату II века «Физиолог». Легенда гласит, что единорог — самое сильное и грозное животное; даже слон оказывается безоружным перед его твердым копытом и острым рогом. Он не боится охотников, но исключительно осторожен. С доверием единорог может приблизиться только к молодой девушке, он ложится у нее на коленях и засыпает.
В этих легендах сочетается «мужская» тема охоты, нападения и жертвенного заклания с «женской» темой доброты, невинности, нежности.
Поскольку единорог засыпает и кажется мертвым, эту сцену нередко сравнивали с распятием Христа. В Псалмах мы также видим: «Мой рог будет вознесен как рог единорога» (Пс 91:11).
Преобладание на картине розового цвета, полученного в результате смешения красного и белого, символизирует соединение страстей Христовых и непорочности Богородицы.
Ангел предстает в образе прекрасного юноши, как на традиционных изображениях Благовещения, при этом он наделен чертами искусного охотника, вооруженного копьем. Он трубит в охотничий рог, держит наготове четырех гончих псов, он бежит по следам единорога, которого привлекла чистота Девы Марии.
Из пасти гончих псов развеваются имена четырех добродетелей: милость, истина, правда, мир. Изображенный охотник в действительности послан Богом на землю, чтобы найти единорога, а четыре добродетели — содержание его вести.
На фреске Пьеро делла Франческа в церкви Св. Франциска в Ареццо ангел приходит с жестом благословения и с пальмовой ветвью в руке. Пальма — могучее дерево, которое способно плодоносить даже в пустыне. Однако, принеся плод, пальма умирает, поэтому становится символом крестной муки и воскресения Иисуса Христа.
Мария облачена в одежду красного цвета, поверх наброшена синяя мантия — она соединяет в себе плоть земли и сияние небесной лазури. Ангел сейчас обратится к ней со словами приветствия: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». В переводе с церковнославянского это звучит так:
«Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших».
Больше всего в образе Мадонны здесь поражает ее внутренняя сила и энергия, она изображена подлинной матроной. Ее лицо преисполнено решимости, ее взгляд устремлен вдаль. Она изображена свободной от условностей времени, готовой немедленно отправиться в дальний путь, на ее плечи уже накинут плащ, волосы собраны и покрыты покрывалом. Книга в руке закрыта, Она вся в движении, настало время действовать.
По лекции «Искусство открывшейся Тайны. Благовещение в религиозной живописи»
На верхней иллюстрации: Доменико Венециано. «Благовещение»