Выходные Дня народного единства я провела на стратегической сессии по сохранению исторической памяти в молодежной среде. Наша разношёрстная экспертная группа (от авторов Указа № 809 и профессиональных историков до недавних выпускников) открыла для меня много нового.
Увы, пока нельзя делиться исследованием молодежи, с результатами которого мы работали. Но совершенно точно, что те посылы про значимые государственные даты, на которых воспитывали в школе нас, совсем не работают на молодых людях. Открылся совсем другой мир ценностей и значимых вещей для студенческой молодежи. Не профессиональных активистов из молодежных объединений, которых мы видим из конкурса в конкурс. А «всех остальных». Их большинство. Они живут тоже очень насыщенной и активной жизнью, но в своей повестке.
Хорошая новость в том, что эти молодые люди в целом знают историю своей страны и не ставят под сомнение безусловную значимость и даже сакральность (их выражение) таких исторических дат, как 9 мая. А плохая новость в том, что те лозунги, которые вызывали отклик у людей, родившихся в 60, 70-е и даже на рубеже 80-х (и сейчас, наверное, составляющих основную массу учителей в школах), для современных молодых людей совсем не работают. В попытках донести им теми же словами то, что казалось важным нам самим в военной истории страны (например, героическая смерть и самопожертвование), мы рискуем и отклика не найти, и потерять консенсус вокруг важных для страны событий. Это не значит, что они не любят свою страну или какие-то неправильные. Они другие.
Вернёмся к героической смерти. Почему только это считается за доблесть, говорят они? А как же дети, женщины и старики, что надрывались в тылу? Или вот ещё немного пренебрежительное слово «бронь». Но это блестящие конструкторы, инженеры, руководители и специалисты эвакуированных заводов, без которых технологический прорыв в войну и сама Победа были бы невозможны. Признание героями всех не дезавуирует для молодежи подвиг тех, кто воевал. А делает победу общей. Тогда в любой семье есть свои герои.
Действительно, в последние годы или даже пару десятилетий нарратив вокруг ВОВ фокусируется на сражениях, военной атрибутике и всем таком очень парадно-блистательном либо, наоборот, на ужасах сражений, часто избыточно натуралистичных. А им не надо, чтобы было так громко и яростно. Это как чем больше на ребенка кричишь – тем меньше результат. Они хотят видеть простой вклад каждого члена семьи. Они хотят видеть реальные человеческие отношения: примеры настоящей дружбы и настоящей любви. Не обязательно той, которая «жизнь положить за други своя». А той, которая «жди меня, и я вернусь». Если кто помнит, то в фильмах «Жди меня», «Парень из нашего города», «Актриса» нет или почти нет сцен войны. Можно сказать, что это потому, что они сняты до Сталинграда, и особо оптимистичного было нечего показывать. А можно сказать, что это подвиг любимой и модель настоящей любви, которая тоже достойна памяти. Это живое, родное, близкое и понятное.
Почему я пишу про ВОВ около Дня народного единства? Потому что настоящий день объединения для них – это День Победы. 4 ноября так и не стало значимым праздником. Наверное, это тоже повод задуматься о том, что мы говорим не так.