Повышение квалификации
Мнения

Где похоронены Адам и Ева?

Где похоронены Адам и Ева?

Продолжаем помогать отвечать на каверзные детские вопросы, которые любого взрослого поставят в тупик. Недавно нам пришло письмо от учеников 5 класса с вопросом о прародителях рода человеческого, и мы обратились за помощью к диакону Николаю Серебрякову, доценту кафедры библеистики Богословского факультета ПСТГУ.

Ученики 5 класса:

«Есть ли достоверные источники (если да, то какие), в которых обозначено место захоронения Адама и Евы. Изучали ли их подробно?».

Диакон Николай Серебряков:

Конечно, этот вопрос очень сложный. С одной стороны, ожидать каких-либо исторически достоверных сведений о месте захоронения Адама и Евы не приходится. О таких отдалённых событиях истории человечества мы практически ничего конкретного не знаем, и такие науки, как история и археология нам здесь не помощники. А Св. Писание, которое только и могло нам что-то об этом сказать, говорит только о смерти Адама (Быт. 5:5) и больше ничего.

Но даже если бы в Библии были такие сведения, то вряд ли бы они нам помогли. Ведь библейскую географию мы часто совсем не понимаем, вспомните хотя бы четыре райские реки в Быт., гл. 2 или землю Уц в книге Иова.

Что говорить об Адаме, если мы даже не знаем, где конкретно погребен куда как более близкий к нам по времени жизни прор. Моисей (XV в.)? Вроде бы и Писание прямо указывает, что Моисей был погребен «в земле Моавитской против Беф-Фегора» (Втор. 34:6), но при этом дальше добавляет: «и никто не знает места погребения его даже до сего дня». Если уж для современников Моисея это была тайна, то, что говорить о нас, кто даже не очень-то знает, где находился упомянутый Беф-Фегор. И такая ситуация практически со всеми персонажами Библии. Так что с местами погребения все очень сложно.

С другой стороны, известно предание о том, что Адам погребён под Голгофой, и, как считается, именно поэтому внизу Распятия в храмах изображается череп и кости. Но это предание достаточно относительно ветхозаветных времен позднее, и, видимо, чисто христианское, самый древний источник, который я смог найти — комментарий Оригена на Евангелие от Матфея* (на Мф. 27:33) ‑ относится к сер. III в. После Оригена это предание повторяют некоторые св. отцы (свт. Иоанн Златоуст в Беседах на Ин., 85:1, видимо, свт. Епифаний Кипрский в Панарионе, 44(64):72 и др.), а другие даже спорят с ним (блж. Иероним в Толковании на Мф. 27:33).

А вот откуда сам Ориген взял это предание, не совсем понятно, тем более, что и пишет он об этом очень неопределенно: «дошло до меня некоторое предание»; ср. «некоторые говорят» у свт. Иоанна Златоуста).

Действительно, в более или менее древних, еще иудейских апокрифах, где упоминается смерть Адама, таких как «Книга юбилеев» (~II в. до РХ), или «Жизнь Адама и Евы» (также известный как Апокалипсис Моисея, возможно, восходит к I в.), или «Завещание Адама» (II-V вв.), говорится о рае (или окрестностях рая) как месте погребения Адама и Евы (или просто это место не указывают). Но о Голгофе (Лобном месте) или хотя бы об Иерусалиме там нет никаких упоминаний.

И лишь только в сирийском христианском апокрифе VI-VII в. «Пещера сокровищ» данное предание о Голгофе излагается, причем в пространном виде (дескать, Ной перед потопом взял тело Адама из могилы, а его сын Сим вместе с Мелхиседеком как раз погребли останки Адама на Голгофе). Возможно, что данное предание имеет больше не исторический, а символический характер. Для христианской традиции характерно проводить параллели между Адамом и Христом, в рамках чего Христос называется Новым (Вторым) Адамом, который сделал то, что не сделал Первый. Поэтому многие детали жизни Адама связываются с событиями земной жизни Спасителя и наоборот. Поэтому и стало считаться, что Адам похоронен там, где пострадал и умер Христос, и Кровь Спасителя омыла кости Адама.

Кстати, в Талмуде местом захоронения Адама считается пещера Махпела в Хевроне, т.е. там же, где погребены Авраам и другие патриархи.

* см. англ. перевод — The Commentary of Origen on the Gospel of St Matthew / Transl., Intr., Annot. by R.E. Heine. V. 2. Oxford University Press, 2018. P. 740, Series 126

Поддержать