Повышение квалификации
Досуг

Как и когда знакомить детей с классическим искусством и музеями

Как и когда знакомить детей с классическим искусством и музеями

Что показать ребёнку в первую очередь, как сделать так, чтобы посещение музеев стало привычкой, а не повинностью, а знакомство с подлинниками вызывало трепет, а отнюдь не скуку.

Мы все искренне хотим, чтобы наши дети не только полюбили классическое искусство, но и научились его понимать, знали имена всех великих художников и главные их шедевры. Но только не всегда мы готовы принять, что поход в музей — это полноценная образовательная программа, к погружению в которую надо подготовить и ребенка, и самому потратить на это какое-то время. Как считает наш эксперт Наталья Владимировна Гаевская, искусствовед, заслуженный работник культуры РФ, преподаватель истории искусства в ГБОУ № 2054: «Познание искусства — это такой же труд, как и изучение любого другого материала. Похоже на чтение книги: надо включить сознание, ряд ассоциаций, ты должен не только получить удовольствие, но и выучить что-то новое. А это — труд». И от родителей, а также от экскурсовода или учителя, от уровня их подготовки и желания включиться в этот процесс зависит многое. «Для моего поколения музей был сокровищницей, — продолжает Наталья Владимировна, — мы всегда входили туда с волнением, с трепетом перед картинами, скульптурами, которым многие сотни лет, создатели которых давно умерли, а их работы — живут и связывают наши поколения, связывают нас с предками. И мне важно передать знания, обучить наших детей уважению к своему наследию».

Наталья Владимировна Гаевская, искусствовед, заслуженный работник культуры РФ, преподаватель истории искусства в ГБОУ № 2054

Когда начинать

Нет смысла целенаправленно брать в музей трехлетнего ребенка: он просто не готов воспринимать информацию более 15 минут. А начинать знакомить с искусством в десять лет — все же поздновато, пусть даже это будет такое глубокое погружение, как двухгодичный курс «История искусств» лектория при ГМИИ им Пушкина. Профессионалы — психологи, учителя и искусствоведы — считают, что с пяти лет ребенок уже готов к диалогу с искусством.

Для первого знакомства с художественной галереей Елена Леонидовна Борзова, старший научный сотрудник отдела эстетического воспитания и юношества «Мусейон», рекомендует выбрать не дождливый день, а, наоборот, яркий и солнечный — хорошая погода сразу же задаст правильный вектор настроения. Также она советует поделиться с ребенком воспоминаниями о своем детстве, о том, как вы сами ходили в музеи, рассказать, что произвело самое сильное впечатление. Речь может идти как о произведении, которое понравилось, так и о вызвавшем неприятие — оба эти опыта будут интересны малышу. В музее стоит дать ему свободу выбора — пусть сам пойдет по залам, рано или поздно он найдет работу, которую хочет разглядеть поподробнее. И вот тогда спросите, что именно привлекло его внимание и заставило остановиться. Если же вы заранее продумали маршрут и знаете, что именно хотите показать дошкольнику, то избегайте двух главных ошибок: нельзя смотреть картины молча, ничего ребенку не объясняя, но нельзя и долго рассказывать о работе, у которой вы остановились. Считается, что пятилетнему ребенку достаточно провести у картины пять минут, а через час хождения по музею он точно будет без сил.

Что нравится детям в художественных галереях

  • Простые композиции, когда изображен один главный герой.
  • Реалистическая живопись, когда они могут сказать о деталях картины — «как настоящие», например, «она одета в бархат, он как настоящий», «у него течет слеза, она — как настоящая».
  • Все большое. Можете не сомневаться, что юные любители искусства будут восхищены «Давидом» Микеланджело в Итальянском дворике ГМИИ им Пушкина и «Богатырями» в Третьяковской галерее.
  • Мелкие детали и прикладная математика. Дети обожают разглядывать работы и вести счет всему, что там изображено. Если ребенку предложить сосчитать, сколько жемчужин в ожерелье у дамы, изображенной на портрете, или сколько зернышек у лимона, так реалистично выписанном на натюрморте, вы удивитесь, насколько точны будет его подсчеты и как долго он будет стоять у той или иной работы.
  • Теплые и яркие цвета. Именно поэтому юным любителям искусства очень нравится искусство начала XX в., например, Анри Матисс, хотя это совсем не тот художник, с чьим творчеством взрослые знакомят своих отпрысков в первую очередь, уж слишком он им кажется авангардным.

С чего начать

Проще всего с ребенком говорить о том, что ему знакомо, что вызовет отклик. Если вы читали малышу на ночь русские сказки, то лучше всего начать его знакомство с музеями с Третьяковской галереи или с Русского музея, с работ В. М. Васнецова или И. Я. Билибина. Если же настольная книга вашего сына или дочки — «Мифы и легенды Древней Греции» Н. А. Куна, то стоит отправиться в ГМИИ им. Пушкина, в знаменитый греческий дворик, считающийся одним из лучших музейных залов в мире, или подняться на второй этаж в Олимпийский зал. Библия для детей — еще одна важнейшая книга для понимания искусства, ведь огромное количество художественных произведений основаны на сюжетах Ветхого и Нового Заветов. Почитайте вместе с ребенком эту книгу, обычно очень красочную и адаптированную для младшего возраста, и тогда отправной точкой в эстетическом образовании дошкольника может стать искусство Средневековья и эпохи Возрождения, представленное в Эрмитаже или в Пушкинском музее.

4 правила успешного посещения музея:

  1. Ребенок не должен быть уставшим, и если вдруг вы долго добирались до музея или стояли в очереди в кассу, то лучше сделать небольшой перерыв перед тем, как войти в зал. Например, посидеть в музейном кафе, заодно обсудить, что вы собираетесь ему показать.
  2. Ребенок должен быть комфортно одет, ему не должно быть жарко, одежда не должна стеснять его.
  3. Ребенок должен быть сыт, иначе все его мысли будут о пище земной, а не о духовной, а экскурсия по музею превратится в пытку для него и для всех окружающих. Не забудьте, что сушки или яблоко, взятые про запас, могут стать настоящим спасением.
  4. Перед выходом из музея зайдите в сувенирный магазин, купите магнитик или любую другую вещицу, на которой изображена понравившаяся вашему ребенку работа. Но еще лучше уйти с каталогом выставки под мышкой: это позволит дома, уже в игровой манере, обсудить понравившееся, повторить увиденное, проговорить то, что не успели в картинной галерее.
Поддержать